top of page
Фото автораЕвгений Пустошкин

О Станиславе Грофе, трансперсональной психологии и структурах сознания в интегральном подходе Кена Уилбера

1 июля Станиславу Грофу исполнилось 93 года. На фото, сделанном на легендарном международном трансперсональном конгрессе, состоявшемся в 2010 году (я на него попал благодаря помощи Владимира Майкова), я выражаю Грофу признательность за его работу и в двух словах рассказываю о своей деятельности по переводу книг Кена Уилбера и способствованию развитию интегрального подхода. Имя Кена сразу привлекло внимание Стэна. Мне было заметно, как внимательно Стэн меня слушал в течение этого длившегося 1–2 минуты разговора.


Станислав Гроф и Евгений Пустошкин (Международный трансперсональный конгресс, 2010)

(К слову, на том же конгрессе я познакомился и с братом Дэвидом Штайндлом-Растом [Стайндлом-Растом], которому сейчас уже 97 лет, — встреча эта стала для меня трансформирующей: мы просто посидели вместе несколько минут, и я ощутил глубокое чувство покоя. Тогда я был юн и думал, что впереди ещё множество таких международных событий, а оказалось, что это была благословенная возможность застать уходящую эпоху. С братом Дэвидом ещё раз мне довелось встретиться в Венгрии на Интегральной европейской конференции несколько лет назад, там удалось с ним побеседовать где-то полчаса.)


Впервые с работами Грофа по трансперсональной психологии я познакомился где-то в возрасте 14–15 лет, а внимательно начал читать через несколько лет. Благодаря этому у меня не было сомнения, что психология должна учитывать трансперсональные, надличностные переживания и то, что Гроф назвал «холотропными состояниями», которые могут возникать не только в сеансах холотропного дыхания, но и, например, в глубокой духовной практике и медитации (со своими нюансами).


Чуть позже, уже где-то в 18 лет, я начал знакомиться с интегральной психологией Уилбера. Сначала было непонятно, потом, когда занялся переводом некоторых его программных статей, всё стало предельно ясно и я утвердился в том, что психология должна не только учитывать трансперсональные состояния, но и вообще всю интегральную картографию — квадранты, уровни, линии, типы и состояния целостного AQAL-подхода.


Для понимания любых идей, которые излагают Станислав Гроф, Чарльз Тарт, Стэнли Криппнер, Василий Налимов, Эми и Арнольд Минделл, Кен Уилбер и др. основоположники исследований новой волны, понимающей всепронизывающую природу духовности, особенно важен компонент «структур сознания» (уровней вертикального развития, или стадий психической зрелости). Из перечисленных исследователей-практиков важность именно компонента структур сознания чётко артикулировал, пожалуй, лишь Уилбер. В список понимающих значимость стадий развития можно добавить такие имена, как Абрахам Маслоу, Аллан Комбс, Жан Гебсер, Георг Фойерстайн, Роджер Уолш и даже насквозь нетрансперсональный философ Юрген Хабермас. Стэнли Криппнер также признавался в своём автобиографическом эссе (переведённом мною на русский язык), что прочитал абсолютно всё, что Кен когда-либо написал, так что и он сознаёт значимость структур-стадий взросления сознания.


По сей день эти стадии психологии взрослого развития не учитываются большинством мыслителей и практиков, предпочитающих, вероятно, не рефлексировать по поводу характеристик и ограничений структурного контейнера сознания, сквозь который — как сквозь субъект идентичности — они взирают на мир. Подобно тому, как всяк кулик хвалит своё болото, так и всякий ум, эксклюзивно отождествлённый со своей структурой сознания, хвалит именно свою структуру сознания, не сознавая того, что он это делает и что эта структура зрелости вообще есть — и что она и есть сам индивид, она говорит его устами, смотрит его глазами, двигается его телом (это в относительном плане; в абсолютном плане есть ещё и надструктурное трансцендентное начало).


Но именно развитие структуры сознания, трансформация личности от конформистской структуры к рациональной, потом, через годы, к плюралистический, а затем, желательно, и к интегральной структуре — вот что является необходимым (пусть и не достаточным) условием для того, чтобы правильно и достоверно уловить, интерпретировать парадигмы трансперсональной психологии и метапарадигмы интегральной психологии. Рациональная стадия может заинтересоваться, но именно зрелая плюралистическая, а особенно — зрелая интегральная стадия способна по-настоящему герменевтически понять круг проблем и задач, очерчиваемых этими областями.


Другими обязательными условиями, согласно интегральному подходу Уилбера, является работа:

• над исцелением теневых неврозов и дисфункций;

• над культивированием состояний сознания и пробуждения;

• над постижением типов (типологических особенностей, типологических различий и интертипных отношений);

• над совершенствованием разных, значимых для той или иной жизненной ситуации линий множества интеллектов;

• над здоровым проявлением в четырёх квадрантах (сознании, поведении, культуре и обществе).


И начатый примерно 65–70 лет назад проект трансперсональных и перинатальных исследований Станислава Грофа подчеркнул колоссальную значимость не только духовных переживаний, но и внутриутробного развития и процесса рождения (причём не столько материального, сколько [прото]психического, психодуховного). Более того, благодаря десяткам тысяч холотропных сеансов, в которых участвовали субъекты самых разных культур, Грофу удалось выявить наличие глубинной взаимосвязи между духовным опытом и таинством родов/рождения человека. В уилберовской интегральной теории развития это так называемая веха 0 — нулевая стадия развития.


Если бы человечество двигалось логично и рационально, оно бы отрядило целые научно-исследовательские институты на то, чтобы продолжать, развивать и уточнять эмпирические исследования и интерпретации Грофа. Но человечество движется по своим каким-то более скрытым, порою циклическим, ритмам — ритмам, как выразился Уилбер, «слегка свихнувшегося мира», так что пока что эти идеи и исследования — удел горстки (в сравнении с 8 млрд населения планеты) пионеров-первооткрывателей и ряда их продолжателей.


Честь и хвала вам, выдающиеся исследователи-новаторы, навсегда вошедшие в высший поток духовной истории человечества!


Когда мы — Татьяна Парфенова, я, наши коллеги — разворачиваем свои интегральные проекты, семинары, курсы, мы ориентируемся на ваши достижения и искренне благодарны вам за подвиг вашей жизни!

Comments


bottom of page