top of page

Перцептивное многообразие: необходимо ли полифазное сознание для глобального выживания?



Многообразие восприятия и ИСС: что такое монофазное и полифазное сознание


Многообразие восприятия (перцептивное многообразие) позволяет людям получать доступ к знанию при помощи различных процессов восприятия, а не посредством исключительно обыденной реальности состояния бодрствования. Многие из этих процессов восприятия представляют собой трансрациональные, изменённые состояния сознания (медитация, транс, сновидения, воображения) и не считаются наукой достоверными способами получения доступа к знанию (сама наука базируется, в основном, на количественных показателях, редукционизме и экспериментальном методе).


Согласно исследованиям Эрики Бургиньон, проводившимся в 1970-е, примерно 90 % культур мира обладают институциализированными формами изменённых состояний сознания, что означает, что подобные типы сознания можно обнаружить в большинстве человеческих обществ и они являются «нормальными» (1973: 9–11). Сегодня же, однако, трансрациональное сознание во многих обществах обесценивается, в то же время будучи заменяемым монофазным сознанием «развитых» наций. Мы теряем не только (1) биологическое многообразие (биокомплексность) в окружающих средах и (2) культурное многообразие в обществах, но и (3) многообразие восприятия, или перцептивное многообразие, в человеческих процессах познавания. Все три формы утраты многообразия (био-, культурная и когнитивная) взаимосвязаны.


Культуры, которые ценят перцептивное многообразие, являются более адаптивными, чем культуры, которые его не ценят. Перцептивно многообразные культуры в большей мере способны понимать целостные системы (поскольку они используют разнообразные процессы восприятия для понимания систем), чем культуры, которые опираются исключительно на научный метод, аналитически рассекающий системы. <…>


Всё большее количество психологов и антропологов проявляют интерес к многообразию восприятия, или перцептивному многообразия, видя использование множества процессов восприятия как нечто положительное, а на патологичное. Антрополог Чарльз Лафлин выдвинул положение, что культуры могут быть «монофазными» или «полифазными» (Laughlin 1992). Полифазные культуры ценят процессы восприятия, использующие изменённые состояния сознания, такие как сновидение, осознанные сновидения, созерцание, экстатические и трансовые состояния, а также обыденное, бодрствующее сознание (Walsh 1993: 125).


Роланд Фишер предлагает модель изменённых состояний сознания, базирующуюся на нейрофизиологии (Fischer 1970a; 1970b). Согласно Фишеру, состояния сознания базируются на континууме возбуждения центральной нервной системы. Состояния сниженного возбуждения центральной нервной системы (или гиповозбуждения) представлены медитацией успокоения или состоянием йогического самадхи. Состояния повышенного возбуждения (или гипервозбуждения) представлены в состояниях чувствительности, творчества, тревоги, экстаза и мистического восторга.


Арнольд Людвиг предлагает иную модель изменённых состояний сознания, разделяя их на пять категорий в зависимости от способа их наведения: (1) снижение внешней стимуляции и/или двигательной активности, (2) повышение внешней стимуляции и/или двигательной активности и/или эмоций, (3) усиление бдительности или ментального осознавания, (4) снижение бдительности или ментального осознавания и (5) присутствие соматопсихологических факторов (Ludwig 1968: 75).


Какой бы моделью мы ни пользовались, изменённые состояния сознания признаются и отдельными людьми, и целыми культурами в качестве чего-то отличного от обыденной реальности рационального бодрствования. Культуры, которые ценят изменённые состояния сознания (полифазное сознание), можно встретить по всему миру. <…>


Согласно Уолшу, западная культура монофазна: её мировоззрение выводится из одного-единственного состояния — состояния бодрствования (Walsh 1993: 125). Уолш добавляет, что в западном мире насущна потребность «снизить эту культурную близорукость и сдвинуть общество, психологию и иные дисциплины от монофазной перспективы к полифазным».


Тара Уотерс Лампкин, «Перцептивное многообразие: необходимо ли полифазное сознание для глобального выживания?» (журнал «Антропология сознания», март–июнь 2001)


(Lumpkin T. W. Perceptual diversity: Is polyphasic consciousness necessary for global survival? // Anthropology of Consciousness. — Vol. 12, No. 1. — March/June 2001. Пер. фрагмента с англ.: Е. Пустошкин, eroskosmos.org.)


760 просмотров0 комментариев
bottom of page