top of page

Образ себя, нехватка любви и теория дыр (А. Х. Алмаас)

То, о чём я только что говорил, написано во всех книгах, где разбирается тема образа себя. Будда говорит: «Вы не ваш образ себя». «О, чудесно, — думаете вы. — Это правда. Я — не свой образ себя. Так что мой большой нос не сильно определяет, кто я такой. Хорошо. Теперь можно забыть о своём носе!» Вы забываете о нём на два часа. И когда кто-нибудь посмотрит на вас, вы сможете думать лишь об одном: «Боже, он думает, что у меня слишком большой нос!» Возможно, этот человек совершенно влюблен в вас и считает, что вы прекрасны, но вы сможете думать лишь о своём носе. Поэтому не имеет значения, что вы прочли, что говорит Будда или кто-нибудь другой, если вы не имеете понимания, которое устранит озабоченность своим образом. Реальное понимание — то, что невозможно получить извне. Никто не может дать его вам.



Здесь обнаруживается ценность сущности: она даст вам такое знание и понимание, которого никто не способен дать. Если вы глубоко исследуете вопрос образа себя, вы придёте к сущностному аспекту, который соответствует этому образу. Когда это произойдёт, вы будете переживать сущность так, что при этом не будет никакого образа себя; вместо него будет пространство, открытость, внутренний простор. Это аспект сущности, который был утрачен, когда у вас развился образ себя и вы поверили, что этот образ — на самом деле вы. Образ себя всегда имеет границу — физическую, эмоциональную или концептуальную. Когда вы переживаете пространство, вы ощущаете, что у вас отсутствуют границы, определения, есть только открытость.


Этот сущностный аспект как таковой есть знание, понимание, что ваш образ себя — на самом деле не вы. Но пока вы не ощутите себя вне своего образа, вы никак не сможете узнать, что существует такая возможность, и будете продолжать воспринимать себя с точки зрения своего образа.


Мы видим, что окончательное знание, необходимое для разрешения этой психологической проблемы, — это сущность. Невозможно решить её на эмоциональном уровне. На этом уровне отсутствует фрагмент мозаики, и этот отсутствующий фрагмент — сущность. Сущностный аспект — то, что даст необходимое знание об этой проблеме, и также станет её разрешением.


Для большинства из вас это не новость; именно это мы называем теорией дыр. Я снова объясняю её с точки зрения образа себя и пространства, чтобы мы лучше её поняли. Но такое понимание — ещё не безусловное понимание. Чтобы понять, что обеспечивает безусловное понимание, мы должны поговорить о другой психологической проблеме — проблеме желания любви или желания быть любимым. Как и в случае проблемы образа себя, вы наблюдаете себя, свои действия, свою жизнь, и обнаруживаете, что имеете потребность в любви. Вы видите свои паттерны, свои способы получения любви, манипуляции, которые придумала ваша личность, чтобы тем или иным образом получить любовь — вы можете быть хорошей девочкой, сильным мальчиком, кем угодно. Затем за всем этим вы обнаруживаете, что хотите любви, потому что вас не любила мать. Неплохо; это многое проясняет. Вы обретаете истинное понимание ситуации. Вы знаете, почему чувствуете себя нелюбимыми и почему хотите любви.


Если вы продолжите наблюдать и исследовать свои чувства в связи с темой любви, вы обнаружите, что есть некая нехватка, дефицитарность. Вы обнаружите, что потребность в любви — проявление вашей части, которая чувствует себя неполноценной и пустой. Она всегда стремится наполняться извне. Если продолжите пребывать с этим желанием, позволите себе глубоко прочувствовать это желание любви, вы ощутите нехватку — дыру отсутствия любви, и такая дыра возникает, поскольку ребёнком вы утратили свою собственную любовь. Она выявит боль того, что вас не любят, — глубинную рану; если вы позволите себе в полной мере пережить её, она превратится в фонтан, в фонтан любви. Вы переживёте определённый аспект сущности — любовь. Это и был недостающий фрагмент, связанный с вопросом любви. Теперь вы имеете любовь — не внешнюю, а идущую из собственной сущности. Переживание этого сущностного проявления любви устраняет потребность в том, чтобы заполнять эту пустоту извне; подобным образом пространство, или пустота, решили проблему образа себя.


Однако этого опыта недостаточно, чтобы полностью решить проблему. Многие из вас сознают это. Желание любви и манипуляции, связанные с ней, могут стать более тонкими, но они не исчезают. Это происходит потому, что у вас нет безусловного понимания. Вы ещё не воспринимаете свой опыт любви, пространства или любого другого сущностного аспекта — воли, сострадания, удовольствия — из позиции безусловного понимания. Вы переживаете сущностную любовь, сладостную, сильную и удовлетворяющую, и говорите: «Это сладкое чувство любви — самое чудесное, что я испытывал. Если оно исчезнет, этого не будет. Я хочу вечно держаться за него».


Кто сейчас говорит? Чему вы научились? Вы получили опыт любви, но эта любовь не преобразила вас. Вы восприняли её точно так же, как и любую другую вещь, которой хочет ваша личность. «У меня будет эта чудесная любовь, и тогда люди увидят, что я сияю и излучаю любовь, и они решат, что я великолепен, и влюбятся в меня, и я всегда буду счастлив». Ничего не изменилось. То, что вы хотели получить извне, теперь вы хотите получить изнутри, чтобы получить это извне!


В этом нет безусловного понимания. Это материализм. Раньше вы хотели материала извне; теперь вы хотите внутреннего материала. Не имеет значения — всё это материал. Раньше вы хотели копить деньги, коллекционировать одежду, любовников; теперь вы хотите копить сущностные аспекты: любовь, радость, волю, силу. «Взгляни на все эти чудесные вещи, которые у меня есть! Теперь я смогу пойти и показать их своей мамочке, и она, наконец, увидит, кто я такая, и ей придется по-настоящему полюбить меня, тогда я буду счастлива!» Ничего не изменилось. Мы вообще никуда не пришли. С этого мы начинали.


Так в чём же состоит дальнейшее необходимое понимание? Мы видели, что переживание сущности даёт понимание, которое является недоступным на эмоциональном уровне. Тем не менее большинство людей, когда переживают свою сущность, воспринимают её как нечто, что находится на эмоциональном уровне: собственность, вещь, конфетку. Таково глубинное устройство личности — относиться к вещам из позиции алчности. Именно эта склонность личности цепляться за удовольствие, даже за глубокие моменты удовлетворения, которые приносит сущность, становится причиной всех потерь. Такая склонность личности порождает то, что она хорошо умеет создавать — страдание. Если эта склонность не растворится, ваше отношение к сущности не будет отличаться от вашего отношения к материальным благам. Вы по-прежнему отождествляетесь с личностью, алчностью, страданием.


Вы спрашиваете, что нужно сделать, чтобы обрести понимание и свободу от личности. «О, скажите мне, скажите, что нужно! Тогда я смогу сделать это — и быть счастливым!» Видите, как действует эта склонность? Здесь отсутствует какое-либо понимание, не говоря уже о безусловном понимании.


Вы можете развить иное отношение к своему опыту. Вы можете прислушаться к нему и узнать, каково это — видеть из другой перспективы. Можно, например, переживать растекающуюся сладость любви, а также прислушиваться к вещам, которые сопутствуют этому переживанию. «Моя девушка, кажется, злится на меня, но я всё же чувствую, что люблю её. Странно. Обычно, когда она злится на меня, я этого не переношу, но сегодня она в ярости, а я совсем не расстраиваюсь. На самом деле, моя любовь сильнее. Я вижу и понимаю, почему она злится. Очевидно, ей больно». Вы задумываетесь о друге, который сплетничал о вас. Вы злились на него. Вы не понимаете, куда делся ваш гнев. «Когда я думаю о нём, мне просто становится хорошо. В чём же дело? Странно, вообще-то я должен ненавидеть его, но мне просто приятно. Хотя, минуточку! Это касается всех, не только его! Я испытываю такую любовь ко всем. Обычно человек мне нравится, только если он добр ко мне. Но теперь, кажется, неважно, по-доброму ли себя ведут разные люди. Ничего не меняется. Я чувствую одно и то же ко всем ним. Довольно странно, не правда ли?»


Вы можете осознать, что ваша любовь всегда предполагала условия. Но любви не нужны условия. Любовь никак не связана с ограничениями вашей личности. Любовь — то, кто вы есть. Разве важно, добр кто-то по отношению к вам или нет? Разве вы перестанете любить потому, что кто-нибудь не проявляет доброты по отношению к вам?


Следующим утром вы проснётесь и ощутите любовь. И вдруг вы вспомните своего друга, который обливал вас грязью. «Вот мерзавец! Кем, чёрт возьми, он себя возомнил, раз говорит обо мне такое!» Ваша девушка подаёт вам завтрак, и яйца поджарены желтками вниз, а не в виде глазуньи. «Почему ты никак не запомнишь, что мне нравится глазунья? Почему, хотя мы столько месяцев вместе, ты никак не можешь запомнить такую простую вещь? Похоже, ты не любишь меня, если не можешь даже запомнить, какие яйца я люблю». И вы с грохотом покинете дом.


Нормально, что такое происходит. Однако если бы опыт сущности, полученный накануне, стал для вас уроком, вы бы задумались: «Подожди-ка, что произошло? Вчера я чувствовал только любовь к своей девушке, а сейчас я хочу, чтобы она умерла. Интересно. Хотел бы я знать, что происходит?»


У вас есть выбор: вы можете проявить открытость к происходящему и заинтересованность в нём, можете воспринимать его из перспективы сущности, а можете воспринимать его из перспективы личности, и тогда вы почувствуете, что у вас было нечто хорошее, а теперь его нет. Вы, наверное, подумаете, что потеряли ощущение любви из-за неправильно приготовленных яиц.


Отнесись вы к этому опыту с точки зрения сущности, вы бы смотрели, слушали, вопрошали. Вы смогли бы понять, что заставляет вас чувствовать то, что вы чувствуете, что препятствует вашей любви, почему она присутствует, а затем исчезает. Вы учитесь позволять своим чувствам присутствовать, при этом не обязательно верите или следуете им, потому что знаете: просто происходит что-то, чего вы не понимаете. Вы сознаёте, что есть отсутствие знания, неведение. В ином случае вы бы не чувствовали себя таким образом.


Со временем такое открытое и впускающее отношение становится частью вашей повседневной жизни. Вы обретаете общее понимание того, как соотносятся между собой чувства и события, как всё устроено, что заставляет вас иногда чувствовать любовь, а иногда — не чувствовать. Такое понимание — не только в вашем уме: оно становится частью ваших действий, частью вашего способа бытия. Вы не отождествляетесь со своей личностью; вы готовы открыто понимать свои чувства, неважно, удовольствие или боль они приносят. Это и есть безусловное понимание: знание и действие на основании знания того, что сущность обладает мудростью, которая может сообщаться личности и тем самым преображать её, устраняя препятствия на пути более глубокого понимания. Сущность даёт вам глубокий урок; она даёт мудрость, которую не может дать ничто другое. Если вы целиком открываетесь для сущностного проявления любви, то становится очевидно, что опора любви — в вас самих, что в ней отсутствуют предрассудки, предпочтения, эгоцентризм.


Постепенно вы начнёте понимать, что проблема — сама личность, со своими особенностями, склонностями и предпочтениями. Если вы взаимодействуете с сущностью из позиции личности, когда вы желаете вещей, от которых вам становится хорошо, и не сомневаетесь в этом желании, а также не желаете вещей, от которых вам становится плохо, и тоже не сомневаетесь в нём, вы питаете склонность личности к проявлению алчности; вы делаете свою личность менее прозрачной. Отсутствие сущностного качества, необладание чем-либо, вроде любви, ценности или радости, — не проблема. Проблема — непрерывное присутствие личности и её паттернов. И ситуация может измениться, только если вы станете учиться у сущности, если вы позволите вашей личности стать для неё прозрачной, какое бы чувство ни возникало.


С точки зрения безусловного понимания можно увидеть, что внутренняя работа проходит несколько стадий. Сначала присутствует личность, которая не имеет понимания сущности; затем, когда вы замечаете паттерны этой личности, вы можете отстраниться от них и осознать сущность. Этот второй шаг позволяет сущности воздействовать на личность и преображать её. Наконец, есть окончательное преображение личности — безусловное понимание. Даже когда проявления сущности отсутствуют, личность — точный образ сущности, совершенно свободный от своих паттернов. Теперь это преображённая душа.


Сначала вы осознаёте свою сущность, а затем отпускаете привязанность к сущности. Личность может обучаться только таким способом. В конечном итоге, остаётся только безусловное понимание, понимание реальной природы вещей. Изначально вы считаете, что любовь означает то или иное. Однако, когда любовь полностью воплощается и входит в жизнь, стирается различие между бытием полнотой любви и бытием ничем. Присутствует одно и то же отношение к чувствованию любви и чувствованию себя пустым.


А. Х. Алмаас, «Свобода быть» (серия «Алмазное сердце», кн. 2; пер. А. Никулиной под ред. Е. Пустошкина и А. Нариньяни — издание в процессе подготовки)

494 просмотра0 комментариев
bottom of page