top of page

Кен Уилбер. Реальны ли чакры? Аудиокнига



В «Эросе и Космосе» опубликовали аудиокнигу весьма интересной статьи Кена Уилбера «Реальны ли чакры?».


«Обычное человеческое тело, как широко задокументировал ещё Фрейд, находится под гнётом хорошо организованной тирании — тирании со стороны чувства отдельной самости, бегущей от смерти и любящего единства с миром явлений».

Статья представляет собою замечательный образец уилберовского трансперсонального текста.


Пользуясь случаем, хочу напомнить, что наш 9-месячный трансперсонально-интегральный курс в Москве начнётся 15 октября 2022: http://integralmeditation.ru/course


Реальны ли чакры?

Кен Уилбер




Обычное человеческое тело, как широко задокументировал ещё Фрейд, находится под гнётом хорошо организованной тирании — тирании со стороны чувства отдельной самости, бегущей от смерти и любящего единства с миром явлений. Находясь в таком бедственном положении, самость сознательно не участвует в свете и жизни Ади-Будды, Божества, Брахмана и вынуждена искать пристанище в мире блёклых заместителей — умственных и символических форм, что сопровождается де-форм-ацией тела. Следовательно, бытие-сознание-блаженство вашего бесформенного «Я» оказывается искажено и ограничено и под гнётом этой тирании проявляется в ограниченных формах, известных как чакры.


Именно по этой причине чакры совершенно уместно обозначаются терминами грантхи («узлы») и санкхоча («сжатие»). В «Чандогья-упанишаде» говорится: «При усвоении традиционного учения распутываются все узлы». «Мундака-упанишада» говорит следующее: «Тот, кто знает Всевышнего Брахмана, сам становится Брахманом. Освобождённый от узлов сердца, он обретает бессмертие». Сходным образом, согласно «Сурангама-сутре», Будда Шакьямуни объясняет освобождение как окончательное растворение «узлов, которыми мы опутали сущностное единство нашего Ума».


И всё же, если придерживаться строгого понимания, окончательное освобождение, будучи вневременны́м и, как следствие, извечным условием всех миров и существ, представляет собой не столько результат определённого действия по развязыванию этих узлов, сколько безмолвное признание, что узлы эти не препятствуют и не способны препятствовать предельному сознанию.


Итак, вследствие этого можно утверждать, что чакры не реальны. Они не реальны в том смысле, что не представляют собой препятствия перед духовной самореализацией, равно как не являются они необходимыми стадиями в восходящем движении к освобождению. В конечном итоге, в вечности нет никаких стадий. Равно как нет никаких ступеней к бесконечному, которые не начинались бы с бесконечного.


И всё же — и это основная мысль, на которую должно быть направлено всё наше обсуждение, — чакры и вправду видятся реальными для отделённого «я», конструирующего все эти узлы в попытке бежать от смерти и предсущего единства со всем явленным миром. Бегство от смерти порождает время, тогда как бегство от единства порождает пространство. Итак, созданный усилиями самости мир времени-и-пространства по всем признакам является миром сансары — путами наших ограничений и страдания. А чакры являются всего лишь узлами, сплетёнными из этих мучительных верёвок. Существует огромное количество описаний и объяснений того, откуда появились в сознавании эти узлы.


Кен Уилбер, «Реальны ли чакры?»


Перевод с английского выполнил Евгений Пустошкин специально для журнала «Эрос и Космос». Озвучка: Наталья Ильяшенко, ShkaProduction.


Слушать аудиокнигу: https://eroskosmos.org/are-the-chakras-real-audiobook

bottom of page