top of page

Интегральный подход в Московском институте психоанализа

Вчера мы с Татьяной прочитали первые «лекции» — вернее, провели теоретико-практические семинары — по темам «Введение в интегральный подход» (в линии Кена Уилбера и его коллег) и «Методы интегрального сознавания» (с акцентом на практической интегральной психологии и психотерапии) на новом потоке трансперсональной программы в Московском институте психоанализа. Продолжение семинаров для данного потока — в феврале (будет два полноценных 2-дневных семинара).



Годичный трансперсональный курс в МИПе организовали Володя Майков и команда трансперсонологов — членов Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии, АТПП (в совете которой я состою). Трансперсональный курс проводится уже не первый год.


Интегральный подход к различным сферам жизни — и жизни как таковой — актуален и востребован как никогда, и при введении в эту тематику важно получать передачу от опытных проводников, занимающихся этой темой не один год. Иначе можно столкнуться с чересчур упрощёнными или совершенно некорректными интерпретациями.



На этих коротких сессиях в МИПе мы постарались показать, что интегральный подход (интегральная метапарадигма) — это не набор теорий или «метатеорий» (в смысле абстрактных рассуждений), а набор семейств, или зон, практик. Только лишь в реальном задействовании и «исследовании действием» этих практик обретается подлинный смысл интегральности.


«Методы интегрального сознавания», вторая исследованная вчера тема (органически связанная с первой), — то, что мы исследуем на нашей собственной частной годичной программе «Интегральное сознавание» (не входящей в курс МИП), первый поток которой выпустится в декабре; новый курс будет в следующем году. Это целостная программа изучения интегральной психологии на практике с использованием интегральной медитации, теоретических и прикладных аспектов психологии вертикального развития (adult development) и различных психопраксических наработок.



Сознавание (awareness) — важнейший самопсихоактивный инструмент жизни, любых практик и интервенций. Важно, чтобы любая деятельность включала в себя обращение к источнику переживания (как об этом говорит, например, Отто Шармер) и умела оперировать различными состояниями и структурами сознания.


Психотерапия, бизнес, коммуникация, искусство и т. д. — всё это, чтобы иметь цельность и актуальность, синхронность мировым процессам, должно сегодня в самом акте-процессе их задействования преобразовывать нашу субъектность как таковую (субъектность как «оператора», так и «оперируемого»: в случае театра это субъектность актёра и вообще художника с первой стороны и субъектность зрителя со второй стороны). И для этого используются психотехники и способы созерцательной работы с индивидуальными и коллективными измерениями (полями).

Удивительные результаты приносит обращение к методам интегрального сознавания в терапии, коммуникации, ведении переговоров, спорте, медитации, оргразвитии и т. д. Развивающиеся сегодня направления созерцательного образования показывают, какую значимость могут иметь психотехники медитации применительно к обучению. Но медитативно-созерцательные системы и способы работы с состояниями в XXI веке могут вообще стать частью жизни и сделать вклад в эволюцию наших индивидуальных и коллективных субъектностей.


Благодарность Андрею Шеину за фото!

bottom of page