top of page

Внутренняя тишина в созерцательной феноменологии

Ответил Сергею Сухову для его исследовательского проекта на вопросы о «внутренней тишине».


Внутренняя тишина. Интегральная медитация. Созерцательное рассредоточение
Свеаборг (г. Хельсинки). Фото © Евгений Пустошкин

Что такое «внутренняя тишина»?


«Внутренняя тишина» — парадоксальное состояние: это одновременно и особое состояние сознания (с точки зрения нашего обыденного ума), и вместе с тем, когда мы в нём пребываем или о нём вспоминаем, оно чувствуется как нечто совершенно естественное и неотъемлемо присущее природе нашего существа.


Если применить к этому феномену интегральный подход Кена Уилбера, то можно рассмотреть внутреннюю тишину изнутри, в субъективном плане, и извне, объективным образом.


С субъективной перспективы 1-го лица, под понятием «внутренняя тишина» скрывается целая плеяда состояний сознавания и созерцательного присутствия. Можно сказать, что в тренировке состояний это начальная, минимально необходимая стадия для освоения, чтобы иметь возможность доступа к широкому многообразию изменённых (в сравнении с обыденным, опутанным мыслями и неотрефлексированным умом) состояний. Есть разные формы внутреннего безмолвия, мне больше всего нравится состояние кристально чистой ясности и просторности переживаемого поля с градиентом энергийной живости и чувством единения с эволюционными потоками мира.


Из объективной перспективы 3-го лица, это состояние мозга и психофизиологии, при котором, как полагает Дэниел Сигел (автор книги «Внимательный мозг»), приостанавливается навязчивое влияние нисходящих предзаданных «инвариантных» шаблонов-сигналов, накладываемых мозгом на поступающие восходящие сигналы из органов чувств, и включается доминанта на присутствие в сенсорно-чувственном опыте, а также внутренних переживаниях. Иными словами, мозг перестаёт отфильтровывать сигналы, не соответствующие шаблонам-стереотипам в сложившихся нейронных сетях.


Интегральный подход позволяет осветить ещё и несколько других граней «внутренней тишины», включая социокультурные.


В чём ценность состояния внутренней тишины?


Если в общем, то это базовое состояние сознания/присутствия, без которого, на самом деле, саморегуляция состояний сознания и продвижение к более глубоким состояниям присутствия трудноосуществимы. На основе этого начального состояния можно развивать, к примеру, высокоэффективные коммуникативные состояния, потоковые состояния и т. д. Также это состояние или базовая точка оперирования является важной вехой в пробуждении резервных возможностей психики.


Почему именно такое состояние даёт ощущение тотального спокойствия? Или это не обязательно так?


Тотальное спокойствие — это лишь один из аспектов, пусть и важнейших. Также при дальнейшей работе возникают очень тонкие феноменологические переживания любви, милосердия, мощных когнитивных инсайтов-прозрений, ощущаемых висцерально. Это могут быть и очень проактивные, деятельные состояния. Почему так происходит? В созерцательных традициях есть представление об исконной природе ума, изначальном сознавании, неотъемлемо присущем всем сознающим существам. Мы просто восстанавливаем контакт с тем, что я называю «термоядерными мощностями» нашего собственного сознавания.


Как вызвать внутреннюю тишину?


Мы обнаружили, что наиболее эффективной методологией для индукции состояния внутренней тишины является интегральная практика созерцательного рассредоточения, когда вы отрабатываете навык одновременного осознавания всех полей восприятия.


Курс «Интегральная медитация: Созерцательное рассредоточение» в Москве (начало 14–15 марта 2020): http://IntegralMeditation.Ru


425 просмотров0 комментариев
bottom of page