top of page

О дисфункциональной культуре алкоголизма

Анастасия Гостева делится важными размышлениями и наблюдениями о групповой динамике и феномене «козлов отпущения» на основе своих исследований этой темы на конференциях Тэвистокского института (в связи с ДТП, в котором очень пьяный артист Михаил Ефремов выехал на встречную полосу и врезался в автомобиль, водитель которого скончался). Это действительно важный момент: быть может, каждый может вспомнить случаи, когда он или она был или была козлом или козой отпущения в семье в детстве, в детском саду, в школе, в институте, на работе, на психотерапевтических семинарах…



Вспоминается недавнее видео с демонстрации в США, где юный парень отказался встать на колени и начал просто медленно уходить, и вся улица стала кричать ему вслед и в лицо: Shame on you! Shame on you! (Позор, позор!) — а он с видимым достоинством медленно шёл дальше (разумеется, достоинство могло быть показным, а возможно — оно активировало у него уровни, связанные с силой и отпором, красный цМЕМ по спиральной динамике). Это событие можно интерпретировать по-разному, однако присутствие толпы в этой ситуации чувствуется явно.


Вместе с тем существование мощных динамик в коллективном бессознательном не отменяет индивидуальной ответственности, а также необходимости проведения реформ и трансформаций — не только в нижне-правом системном квадранте (если обратиться к модели AQAL Кена Уилбера), но и в нижне-левом культурном квадранте.


AQAL-подход Кена Уилбера

В нашей культуре принято воспевать «бухло» («В Питере — пить»), зачастую не принято признавать алкоголизм и запои в качестве клинически патологического состояния сознания и психофизиологии. Отсутствует понимание, что многие медики называют алкоголь самым опасным наркотиком наравне с героином. Когда мы думаем об алкоголизме, то рисуем себе в воображении бездомных или опустившихся людей, встречаемых порою на улице. Мы высмеиваем собрания анонимных алкоголиков и наркоманов. Мы всячески стигматизируем тех, кто страдает от зависимостей к этим наркотикам (алкоголю, героину и т. д.).


Но алкоголизм, как и любая другая наркозависимость, это симптом глубокой психической трагедии, трагедии души. То, что профессора, учёные, артисты, поэты и т. д. на уровне культуры неумеренно пьют, это беззвучный крик о помощи. Помощи, которая должна прийти не только на индивидуальном уровне, но и на уровне культуры, когда мы меняем мировоззренческие установки, убираем момент чрезмерного пристыживания (которое вгоняет людей в новый цикл саморазрушения) и добавляем искреннее и честное, деятельное сострадание — распространяем информацию об обществах анонимных алкоголиков и наркоманов (как это деляется в американских и европейских кино и сериалах); просвещаем людей о психологии, психофизиологии и духовных началах алкогольной наркомании; закрепляем на уровне культуры паттерны отказа о того, чтобы выпить («я тебя уважаю, и пить не буду; я в завязке» — «а, хорошо, уважаю, браток!»).


Важно разрабатывать и распространять такие подходы, как, например, подход к интегральному восстановлению зависимых Integral Recovery и сходные программы и инициативы. Интегральным подходом к аддикциям занимаются такие исследователи-практики, как Джон Дюпуи и Ги Пьер дю Плесси (см. библиографию).


Джон Дюпуи, «Интегральное восстановление: Революционный подход к лечению алкоголизма и аддикции» (Integral Recovery, 2013)

Физическая трезвость и психодуховное трезвление — пути к гораздо более глубоким и насыщенным смыслами изменённым состояниям сознания. Важно вывести из маргиналии и неотъемлемую потребность человеческой психики в переживании плеяды экстатических состояний сознания, в создании культуры восхождения ко всё более тонким и высоким состояниям экстаза и энтаза, пиковых и плато-переживаний, благоговения, милосердия, пустотно-наполненного сознавания и присутствия. Необходимо создавать полифазную культуру — культуру, в которой разрешается и показывается как можно разумно культивировать множество необычных и изменённых состояний сознания (ИСС) без прибегания к таким тяжёлым наркотикам, как алкоголь (воспетым на уровне культуры и истории в силу вытесненности и не задействованности иных способов вхождения в ИСС).


Библиография


Ги Пьер дю Плесси, «Модель интегрированного восстановления для лечения и реабилитации аддикции». — Du Plessis, G.P. (2010). The Integrated Recovery Model for Addiction Treatment and Recovery. Journal of Integral Theory and Practice, 5(3), 68 – 85.


Джон Дюпуи, Адам Горман, «Интегральное восстановление: AQAL-подход к стационарному лечению алкогольной и наркотической зависимости». — Dupuy, J., & Gorman, A. (2010). Integral Recovery®: An AQAL Approach to Inpatient Alcohol and Drug Treatment. Journal of Integral Theory and Practice, 5(3), 86 – 101.


341 просмотр0 комментариев

Comments


bottom of page