top of page

«О влиянии йогачары на махамудру» Тралега Ринпоче



Месяц назад я уже упоминал в соцсетях, что наконец-то вышла официальная электронная книга «О влиянии йогачары на махамудру», написанная Тралегом Кьябгоном Ринпоче (в моём переводе под редакцией Александра Нариньяни). Тралег Ринпоче был авторитетным учителем тибетского буддизма, прекрасно знавшим как традицию, так и реалии современного западного общества. Он дружил с Кеном Уилбером, они вместе обсуждали перспективы интегрального буддизма, соединённого с современными научными, психологическими и философскими открытиями, а его жена, Фелисити Кхандро, сегодня ездит по миру с семинарами-учениями по этой теме. Частично и Далай-лама говорит о необходимости сходных преобразований в буддизме — развитии буддизма как практической философии.

Когда я прочитал «Influence of Yogachara on Mahamudra» пару лет назад, то она меня вдохновила, и я очень захотел сделать так, чтобы она была доступна русскоязычным исследователям-практикам, интересующимся буддийской философией и йогой. Я увидел, насколько она может быть полезной и в теоретическом, и в практическом плане. Ведь и вправду, и йогачару, и махамудру — великие философско-созерцательные системы — не так-то просто изучать. Книжица сравнительно небольшая по объёму, представляет собой транскрипт ясных и понятных лекций, посвящённых главной теме — природе сознания и его омрачений с перспективы йогачары и махамудры. Тралег отказывается обращаться к буквальной интерпретации мифологических сюжетов и, наоборот, говорит с европейскими учениками языком понятным и апеллирующим к разуму.


Мне говорили, что книга по такой узкой теме, как «йогачара» и «махамудра», будет интересна лишь немногим, поэтому на бумаге её издавать не найдут средств. Однако и настоящее электронное издание — тоже благо! Хотя мне почему-то кажется, что не нужно пугаться непонятных слов в названии, особенно если вас интересует буддийский взгляд на медитацию, позволяющий дать мощный контекст практике внимательного осознавания. Ещё интересно может быть и то, что Тралег Ринпоче много говорит о влиянии йогачары не просто на сущностное учение махамудры, но и на тантру, а также, по сути, разъясняет различия между буддийскими учениями второй и третьей эволюционных волн (поворотов). Это, конечно, наука и искусство исследования природы сознания, которая может помочь любому европейцу.

Если бы я мог как-то своими словами передать основное послание этих философско-созерцательных систем, так это следующее: каждый человек обладает потенциалом к полностью пробуждённому сознаванию, которому характерно чистое, ясное и объёмное мировосприятие, без цепляния за искусственное противопоставление самости миру, субъекта — объектам. Это сознавание светит подобно солнцу, оно всегда есть; оно подобно чистейшему зеркалу, отражающему всё равностно, ничто не схватывая, ничто не отталкивая. В силу каких-то причин обыденный ум, с которым мы отождествляемся, погружён в завихрения и туманности концептуализаций и искусственного создавания объектов вовне, противопоставленных «я» внутри, а также всевозможных негативных ментальных состояний — всякой концептуальной «параферналии», как называет это Тралег Ринпоче. В итоге солнце оказывается заслонено облаками негативных психологических состояний, всевозможными дуалистическими репрезентациями и аффектами. Но положение дел можно изменить. Йогачара предлагает не искоренять негативные состояния, а преобразить их, чтобы они не омрачали более истинной природы сознавания. В целом же, в сущности своей, — и тут мы приближаемся к махамудре — есть ли облака или нет, но солнце всё равно есть и светит; разгон облаков не создаёт солнца, — мы просто начинаем его видеть. Пыль и муть на зеркальной поверхности никоим образом не снижает зеркальное качество самого зеркала, отражающего и пыль. И пыль, и ясность, и муть, и возвышенное видение имеют один-единственный вкус, единую природу, как на это указывает система махамудры. Предельную природу сознаваемого можно просто распознать, поскольку она потенциально всеприсутствует, в том числе прямо сейчас.

Если я как-то запутался и ошибся в этом описании, заранее прошу меня простить, я всего лишь интересуюсь этими вопросами как начинающий исследователь-практик. Но, по-моему, всё это круто, очень интересно и ценно в плане практического исследования и трансформации нашего самосознания, ведь в результате практики удаётся распознавать природу даже негативных состояний, а потом они постепенно и сходят на нет!

С фрагментом из книги Тралега Кьябгона Ринпоче можно ознакомиться по ссылке ниже.


«О влиянии йогачары на махамудру: выдержка из книги»

Тралег Кьябгон Ринпоче

Сама философия йогачары как таковая развивалась в качестве реакции на излишнее теоретизирование и пришла к подчёркиванию важности индивидуального опыта и практики; отсюда и название традиции — йогачара, что означает «практикующие йогу». Под йогой здесь понимаются не растяжки или практика асан, а медитация. Стало быть, термин «йогачара» — или «практикующие йогу» — обозначает тех, кто практикует медитацию.

Йогачара как система была разработана двумя братьями, которых звали Асанга и Васубандху. Они развивали свою философию так, чтобы всё всегда возвращалось к нашей практике и нашему опыту. Нельзя заниматься теоретическими рассуждениями о философии йогачары без медитационной практики. На самом деле невозможно стать философом, исповедующим воззрение йогачары, не практикуя медитацию.

101 просмотр0 комментариев
bottom of page