Видение Альфреда Норта Уайтхеда разворачивающейся из мгновения в мгновение реальности получило дальнейшее развитие в интегральной теории, где этот взгляд распространён на все четыре квадранта. Эволюция — это продукт всех четырёх квадрантов. Для Уайтхеда каждое мгновение (или «капля опыта/переживания», drop of experience, на каждом из уровней) становится новым субъектом переживания; возникая как этот новый субъект новое мгновение «чувствует», или «прегензивно схватывает» (prehends), субъекта предыдущего мгновения, превращая его в объект. В этом-то и состоит «причинно-следственный» компонент влияния прошлого на настоящее: очевидно, если настоящее мгновение обёртывает, объемлет собой и прегензирует предыдущее мгновение, тогда это предыдущее мгновение будет оказывать воздействие на текущее. Таков аспект «включения» в динамике «трансценденции и включения», характеризующей, согласно интегральной теории, развёртывание каждого мгновения.
Однако если бы имело место только лишь это и ничего более, то мы бы находились в строго причинно-следственной, детерминистической вселенной, где прошлое всецело и полностью служит причиной настоящего. Но, говорит Уайтхед, новое текущее мгновение, после прегензивного схватывания предыдущего, добавляет к нему и собственную меру новизны, новаторства, творческого дополнения. Это, согласно интегральной теории, составляет уже аспект «трансценденции» в динамике «трансценденции и включения».
В холонах, обладающих крайне малой мерой новизны, или творчества (в особенности в таких неживых холонах , как атомы), очень низкая степень новизны создаёт впечатление, что последовательность развёртывания, в которой участвуют атомы, высоко детерминистична. Однако, считает Уайтхед (на мой взгляд, совершенно верным образом), эта «низкая мера новизны» не равна «отсутствию новизны вообще», а посему — вселенная на всех уровнях является НЕ детерминистической машиной, а творческим, наполненным жизненностью развёртыванием, которому присущи сознание (прегензия), или внутренние измерения (левосторонние квадранты), и материальная, или внешняя, формы (правосторонние квадранты); также каждому мгновению этого развёртывания неотъемлемо присуща созидательность, или творчество. В конце концов, атомы смогли породить молекулы, что само по себе необычайно творческий акт. Так что та скромнейшая мера новизны (то бишь Эроса), что дана атомам, тем не менее с течением миллионов лет достаточно аккумулировалась, чтобы совершить скачок вверх в качестве эмерджентно возникших молекул.
Для интегральной теории это происходящее из мгновения в мгновение развёртывание происходит не просто в некоем одном-единственном субъектно-объектном потоке, но во всех четырёх квадрантах. Каждый квадрант должен войти в сочетание со своим предшественником. Следовательно, существует давление механизма отбора, налагаемое каждым из квадрантов на текущее существование того или иного холона. Это давление основывается на критерии достоверности (validity claim), присущем тому или иному квадранту (истинность, truth, в верхне-правом квадранте; искренность/правдивость, truthfulness, в верхне-левом; справедливость, justness, в нижне-левом; функциональное соответствие/приспособленность, functional fit, в нижне-правом). «Естественный отбор» — это попросту подчасть общего критерия функционального соответствия, имеющегося в нижне-правом квадранте.
— Кен Уилбер, «Религия будущего» (перевод в процессе подготовки; пер. с англ.: Е. Пустошкин)
Comments