Крайне религиозный человек пытается навязать свою точку зрения — как с ним общаться?
Чтобы понять, как взаимодействовать с подобным человеком, имеет смысл изучить психологию религиозного сознания и религиозного абсолютизма — особенно те глубинные мировоззренческие и ценностные структуры, которые лежат в их основе. Важно понимать как ограничения, так и важные дары религиозного самосознания.
Когда вы будете понимать структуру сознания и ценностей, на которые опирается человек, и распознаете отличия и сходства его структуры от своей, вам будет проще выстроить правильную, конструктивную стратегию общения (причём и с этим конкретным человеком, и со всеми сходными людьми). Особенно если вы понимаете большую эволюционную спираль развития, в контексте которой находятся ваши собственные ценности и ценности этого человека.
Существует дисциплина под названием психология взрослого развития (adult development). Десятки и сотни различных учёных в разных странах мира изучали и изучают стадии вертикального развития — стадии зрелости. Есть дюжины моделей развития: от когнитивного развития по Жану Пиаже и постпиажетианским школам и морально-нравственного развития по Лоуренсу Колбергу и Кэрол Гиллиган до развития эго (личной зрелости) по Джейн Лёвинджер и Сюзанне Кук-Гройтер и спиральной динамики ценностных матриц по Клэру Грейвзу, Дону Беку и Кристоферу Ковану, а также порядков сознания (orders of consciousness) по Роберту Кигану и т. д. Интегративный взгляд на эту дисциплину предложен в интегральной метатеории Кена Уилбера.
Человеческое сознание эволюционирует и развивается через последовательность ярких стадий, или структур, где каждая последующая стадия развития, опираясь на предыдущую, добавляет что-то принципиально новое. Эти стадии выстраиваются в иерархии уровней сознания по принципу вложенных друг в друга матрёшек (где самая большая, высокая матрёшка объемлет и включает в себя все остальные).
Крайне религиозные люди обычно находятся на традиционно-абсолютистском уровне ценностей по спиральной динамике («синий» ценностный мем, или цМЕМ, — в этой модели уровни сознания обозначены для удобства цветами, которые легко запомнить) и конформистском — или, как возможный вариант, экспертном — уровне самосознания по теории развития эго.
Это основополагающая структура сознания, которая идёт после эгоцентрических стадий и ставит во главу угла «единственную правду» определённой идеологической или религиозной системы, причём, как правило, имеет этноцентрические или традициоцентрические ценности. Эта структура сознания составляет сегодня очень важный пласт общества — его костяк.
Перед этим уровнем ценностей и самосознания идёт «красный» цМЕМ — оппортунистический эгоцентрический уровень стремления к власти и силе. Это зачастую весьма воинственный и агрессивный уровень самосознания, где человек руководствуется только своими интересами и уступает лишь силовому воздействию, проявлениям силы и мощи.
По сравнению с этим уровнем сознания более продвинутым уровнем самосознания является следующая, более поздняя и высокая стадия зрелости — «синяя» конформистская — с её жёстким кодексом поведения и призывом заботиться не о себе, а о группе (семье, прежде всего, и нации), а также предписанием следовать нормам и нормативам, установленным в определённой религиозной традиции.
Интересно, что религиозные фундаменталисты/абсолютисты и поборники традиций самых разных конфессий, как правило, имеют нечто общее — единую структуру сознания. Конкретные символы веры и священные писания могут отличаться, но глубинная мировоззренческая структура устроена по всё тем же принципам (в спиральной динамике этот уровень называется «силой Единой Правды»). Это структура сознания, которой очень важен единый и зачастую монолитный, иерархически устроенный Порядок.
Следующей ценностной матрицей и уровнем сознания является рациональная стадия достижений. Это уровень добросовестного и прагматичного предпринимательства (в широком смысле этого слова), с опорой на рациональные и эмпирические принципы, с критическим отношением к любым догматам (со стремлением проводить их «аудит» и пересматривать их, если они не соответствуют объективным данным) Это «оранжевый» цМЕМ в спиральной динамике и добросовестная/рациональная стадия в теории развития эго. Зачастую именно на этой стадии проявляется увлечение доказательными методами (evidence-based), научными и наукообразными доказательствами.
Затем идёт зелёная гуманистическая стадия плюралистического мышления и плюралистических ценностей, где во главу угла ставится создание эгалитарного общества равных, защита притеснённых групп, предоставление всем права голоса и соучастия в выстраивании справедливого и заботливого общества.
Но и это не самая высокая и зрелая стадия. Далее идёт переход к стадиям «второго порядка» (second tier), или интегрального яруса самосознания, на которых индивидуумы начинают мыслить подлинно глобально, действовать стратегично, осознавать всю эту спираль эволюции и понимать, что каждому уровню есть своё место под солнцем. На самом деле, чтобы добраться до высших стадий самосознания, необходимо, чтобы было пространство для жизни и на всех предыдущих стадиях (причём, как подчёркивает интегральная психология Кена Уилбера, каждая стадия сознания является станцией жизни, на которой человек потенциально может жить хоть всю жизнь).
Важно обеспечивать условия для спокойного пребывания на каждом из уровней и для вертикальной мобильности через вертикальные уровни-стадии зрелости/сознания (причём во взрослом возрасте прохождение каждой из стадий может занимать 5–10 и больше лет, причём чем выше уровень сознания, тем меньше людей до него добирается — 70–80 % населения человечества пребывает на конформистской и экспертной стадиях и более ранних стадиях).
Можно посмотреть на эти структуры сознания и иначе. Культурфилософ Жан Гебсер выделил несколько последовательных «мутаций» сознания, образующих свои структуры:
архаическая,
магическая,
мифическая,
ментально-рациональная,
интегрально-аперспективная.
Соответственно, традиционно-абсолютистский конформистские ценности относятся, как правило, к мифической структуре сознания, а рационально-достигающие — к ментально-рациональной.
Упомянутые «красные» оппортунистические и эгоцентрические ценности, предшествующие конформистскому уровню, соответствуют магической структуре сознания, а если быть точнее, то, с точки зрения Кена Уилбера, — магико-мифической (поскольку классическому магическому уровню соответствует более ранняя и низкая стадия развития и эволюции).
Также Уилбер считает, что плюралистическая стадия представляет «аперспективное мышление» в смысле отсутствия упорядочивания точек зрения по иерархии возрастания глубины, тогда как стадии второго порядка являются подлинно интегральными, распознающими многообразные иерархии, или «холархии», роста и развития.
В принципе, сам Гебсер под «аперспективностью» подразумевал не отрицание способности видеть перспективу (в смысле пространственной перспективы и осознания своего субъективного ракурса), а свободу от этой способности. Интегральное сознание, по Гебсеру, проявляется не через пространственное расширение, а через интенсификацию сознания с совершенно иным отношением к категориям пространства и времени, со способностью ухватывать всю тотальность человеческой истории и её будущность (см. статью Адама Кеннеди про онтологию интегрального сознания).
Итак, если вернуться к первоначально заданному вопросу, важно понимать, что крайне религиозные люди зачастую обоснованы в мифической традиционно-абсолютистской, этноцентрической структуре сознания (но не всегда религиозность является признаком этой структурной стадии, ибо на интегральных стадиях часто возвращается понимание важности духовности и религиозности в человеческой эволюции… однако интегральные структуры сознания не занимаются навязыванием своей точки зрения как эксклюзивной).
В общем, мифическая структура способна воспринимать только какую-то одну систему взглядов и ценностей как единственно-верную, она некритично воспринимает идеологию, в том числе и религиозную, как мифическое пространство единственной Истины.
Здесь термины «миф» и «мифическое» означает большой нарратив, насыщенный образами и ассоциациями, апеллирующий к архетипическим образом и опирающийся, самое большее, на конкретное мышление (на рациональной стадии возникает абстрактное мышление и формальная логика, позволяющие абстрагироваться от конкретно-данных реалий и усвоенных в данном обществе ценностей).
Мифическая структура не может принимать объективную перспективу на свои убеждения и абстрагироваться от националистических или внутриидеологических ценностей и догматов. Для неё эти ценности и догматы — живая вода.
Часто этой стадии характерно прозелитизм во имя спасения человечества через подключение всех людей к «единственно правильным» (с точки зрения идеологии, которой придерживается человек и та группа, которой он принадлежит) ценностям и взглядам на спасение. Предположительно, это связано с тем, что впервые эта стадия возникла 3000–5000 лет назад и позволила консолидировать разрозненные («красные» в спиральной динамике и магико-мифические по Уилберу) властные кланы, создав первые крупные общества, централизованные, авторитарные иерархические государства, основанные на сильной идеологической моносистеме (стремящейся искоренять альтернативные взгляды и объединять всё под своей сенью).
Сила этой структуры сознания выражается в том, что в случае наличия единой религии она позволяет даже выйти за пределы этноплеменных ограничений и объединить разные этносы под сенью этой религии, или монотрадиции. Это крайне важное консолидирующее достижение человечества. Поэтому именно на этой стадии эволюции культуры и сознания возникли те из известных нам религий, которые впоследствии стали подлинно великими — мировыми, всемирными.
(Из-за того, что этой стадии свойственен национализм, её часто называют этноцентрической, но в действительности её, наверное, следует понимать как центрируемую вокруг мономифологии или монодогматики, которая может выходить за пределы узкой этноцентричности и объединять разные племена и этносы в единый мультиэтнический народ, подчинённый единообразным ценностям и ориентирам. Встречается также название «социоцентрическая» для этой стадии, поскольку она центрирована на структурировании общественной жизни вокруг единой вертикали с требованием гражданам присягать на верность этой одной-единственной системе ценностей, воззрений и правил. С теми, кто не придерживается этих общих ценностей, назначаемых хранителями традиции, разбирается инквизиция или её аналоги.)
Все, кто принадлежит этой моносистеме ценностей, генерируемой этой структурой сознания социальной иерархии и единой правде, являются «нашими», тогда как участники других моносистем и религий считаются «чужими», «чужаками» и воспринимаются с недоверием как заблудшие, ещё не присоединившиеся к единственной истине.
Сколь бы значительной в человеческой истории и в жизни современного человечества ни была эта мификоцентрированная структура сознания, ей присущи и некоторые ограничения, которые ярко проступили тогда, когда эволюция сознания и культуры породила следующую, критическую и рациональную стадию сознания (и началась эпоха Просвещения).
Мифическая структура весьма негибка в своём мировоззрении, она не воспринимает множественность точек зрения и всё ещё слишком некритично воспринимает передаваемые от авторитетов знания и догматику. Но для усложняющегося общества в условиях изменяющейся среды и множества конфликтов необходимо продолжать свою адаптацию, всё время всё проверять и перепроверять, двигаться на основе прагматичных, рациональных, эмпирически проверенных знаний и подходов.
Тем не менее, 70–80 % населения мира не находится на этой рациональной стадии, поэтому важно научиться общаться с представителями всех структур сознания и создавать условия для их здорового развёртывания и благополучия. Мифическая структура сознания — это колыбель дальнейшей эволюции человечества (как и любая стадия сознания). Она никогда никуда не исчезнет, навсегда оставаясь стадией, необходимой для прохождения в процессе развития. Любой человек может остановиться (и большинство останавливается) в своём развитии на этой большой и величественной станции жизни.
Чтобы общаться с крайне религиозным человеком, если он преимущественно погружён в мифическую и традиционалистскую структуру сознания, важно понимать, что он будет сохранять непоколебимость своих взглядов и веры ещё долгие годы. Для этой структуры сознания важны проявления уважения к её системе ценностей (например, семейным ценностям), так что в личной коммуникации с ней важно не предлагать слишком многогранные и мультиперспективные взгляды. Если такой человек не готов, он не изменится и может даже отреагировать резко (да вероятно и не нужно его «менять», — особенно если он хорошо адаптирован в своей религиозной общине).
Терпимость к вероисповеданиям людей и уважительное к ним отношение — крайне важная мудрость, которая может быть обретена в процессе развития. Вы не обязаны перенимать навязываемые взгляды, но если вы будете понимать мотивы человека, вы сможете понять, что он часто руководствуется лучшими побуждениями, исходящими из его структуры сознания (хотя, конечно же, никто не безупречен и могут быть какие-то искренние заблуждения у любого человека).
Ещё здесь может помочь поиск ответа на вопрос: а к какой структуре сознания и ценностей склоняетесь лично вы? Может, вы призываете к рациональному и доказательному подходу? Что ж, это тоже структура сознания, которую можно лучше понять и признать в себе с самоуважением и интересом, что же будет дальше.
Есть довольно светлые, мирные и чистые сердцем варианты прохождения традиционалистской структуры-стадии развития сознания, — и таких, на самом деле, очень много. Но бывают и агрессивные, и даже искажённые вариации. Но даже и в таких случаях можно, вооружившись знаниями о стадиях развития личности и эволюции структур сознания, научиться конструктивно взаимодействовать с людьми, тяготеющими к этим ценностям, или же распознавать, когда имеет смысл уйти от контакта.
Ну и, конечно, важно учиться деликатно, но при этом твёрдо проставлять свои границы и подключаться к своему собственному источнику правды и смыслов.
Текст написан в ответ на вопрос, заданный в сервисе «Яндекс.Кью» в рамках «Недели психологии».
Комментарии