top of page

Сэм ван Шайк о тибетском дзэн и буддийской магии. Интервью

В недалёком 2019 году, в эру открытых путешествий, в Лондоне мы с Татьяной Парфёновой посетили Британскую библиотеку и в рамках нашего проекта интервью «Интегральный диалог» записали на диктофон беседу с ведущим современным тибетологом и буддологом Сэмом ван Шайком. Сэм специализируется на изучении дунхуаньских рукописей и вообще манускриптов, обнаруженных вдоль Великого шёлкового пути.


Сэм ван Шайк, тибетолог, буддолог, научный сотрудник Британской библиотеки
Сэм ван Шайк, тибетолог, буддолог, научный сотрудник Британской библиотеки

Дуньхуанские рукописи, написанные на самых разных языках, были случайно найдены даосским монахом в дуньхуанском храмовом пещерном комплексе ровно на стыке XIX и XX вв. Это стало мощным открытием, пролившим свет на неизвестные доселе моменты распространения буддизма в Азии.


Сегодня мы публикуем это интереснейшее интервью — в честь выхода на русском языке книги Сэма ван Шайка «Тибетский дзэн» (оказывается, в истории легендарного диспута между индийским буддизмом и китайским чань не всё так однозначно, и традиция чань/дзэн активно практиковалась в Тибете до XIII–XIV вв., и эта линия пресеклась, по-видимому, в связи с резким ростом популярности традиций дзогчен и махамудры). Также на русском языке издана и другой важный труд Сэма — «История Тибета».


Интервью с Сэмом ван Шайком в онлайн-журнале «Эрос и Космос»: https://eroskosmos.org/tibetan-zen-sam-van-schaik-interview/


Сэм ван Шайк. Тибетский дзэн. Открывая утерянную традицию. Истории, рассказанные манускриптами Дуньхуана / Пер. с англ. А. Г. Ливанского, под общ. ред. Б. К. Двинянинова. — СПб. : Издательство «Академия исследований культуры», 2021. — 248 с. : ил. — (Серия «Измерения опыта»).
Сэм ван Шайк. Тибетский дзэн. Открывая утерянную традицию. Истории, рассказанные манускриптами Дуньхуана / Пер. с англ. А. Г. Ливанского, под общ. ред. Б. К. Двинянинова. — СПб. : Издательство «Академия исследований культуры», 2021. — 248 с. : ил. — (Серия «Измерения опыта»).

В процессе беседы Сэм ван Шайк рассказывает о своей работе над дуньхуанскими манускриптами, в ходе которой он обнаружил важные сведения о тибетской «дзэн»-традиции, а также об исследовании того, что можно назвать буддийской магией: в отличие от стереотипа, будто буддизм представляет собой некое исключение, являясь рациональной религией, исследование Сэма показывает наличие мощной дорациональной и иррациональной, знахарско-колдовской магической доминанты в буддизме самых разных направлений и культур (Тибета, Бирмы, Таиланда и т. д.).


Бывал Сэм и в Санкт-Петербурге, где общался с коллегами из Института восточных рукописей РАН — одного из ведущих в мире научных центров, исследующих, в том числе, и дуньхуанские манускрипты.


Синхронно, что именно в день публикации интервью (что было весьма неожиданно) ко мне пришла доставка из Amazon с книгой Сэма ван Шайка, посвящённой мгновенному и поэтапному подходам к пробуждению в дзогчен (ещё одна излюбленная сфера академической специализации Сэма).


Сэм ван Шайк. Подходы к Великому совершенству: Мгновенные и постепенные методы практики дзогчен в «Лонгчен ньингтиг». (Sam van Schaik. Approaching the Great Perfection: Simultaneous and Gradual Methods of Dzogchen Practice in the Longchen Nyingtig. — Somerville, MA: Wisdom Publications, 2015.)
Сэм ван Шайк. Подходы к Великому совершенству: Мгновенные и постепенные методы практики дзогчен в «Лонгчен ньингтиг». (Sam van Schaik. Approaching the Great Perfection: Simultaneous and Gradual Methods of Dzogchen Practice in the Longchen Nyingtig. — Somerville, MA: Wisdom Publications, 2015.)

Само интервью нам помогли организовать родители Сэма — Барбара ван Шайк (автор книг по тибетской медицине и коллега Пола по его проектам) и Пол ван Шайк (ведущий эксперт в сфере применения интегрального подхода К. Уилбера к международному развитию), причём у Пола день рождения тоже сегодня, что является ещё одним благоприятным знамением. С ними мы тоже записали интервью, которое обязательно опубликуем позднее!


Помимо этого в Лондоне и других городах мы записали ещё целый ряд интервью (например, среди интервьюируемых были Руперт Шелдрейк, Гари Лакман и др.). Увы, обработка каждого интервью занимает значительное время, поэтому до сих пор опубликовали лишь несколько. Ждите новых интервью в 2022 году, а может — что-то ещё успеем опубликовать и до конца года!


 

Монахи. Фрагмент из дуньхуанской рукописи
Монахи. Фрагмент из дуньхуанской рукописи

«Тибетский дзэн, буддийская магия и дуньхуанские рукописи: интервью с Сэмом ван Шайком»


Сэм ван Шайк — один из ведущих современных тибетологов и буддологов. В рамках проекта интервью «Интегральный диалог» Евгений Пустошкин и Татьяна Парфёнова посетили в Лондоне Британскую библиотеку, где работает учёный, чтобы побеседовать с ним о его исследованиях тибетских традиций (в том числе такого феномена, как тибетский дзэн, или чань), выполненных на материале знаменитых дуньхуанских манускриптов.


Дуньхуанская пещера была запечатана примерно в 1000 г. н. э. Открыта она была примерно — вернее, мы знаем точное время — в 1900 году китайским [даосским] монахом [Ван Юаньлу], который занимался реновацией храмового комплекса. Впоследствии (на что повлияли беспорядки, наблюдавшиеся в регионе в то время, а также факт деятельности ряда путешественников-исследователей, представлявших колониальные силы, активные на этой территории) содержимое пещеры было вывезено представителями различных стран.
Содержимым пещеры оказался тайник рукописей, живописи и нескольких других религиозных объектов, преимущественно буддийских. Все предметы были созданы до 1080 г. н. э., несколько чуть позднее. Самые ранние предметы были созданы в VI веке. В общем, это была по-настоящему уникальная находка, которая пролила свет на ранний период буддийской истории.
Наибольшая часть материала была на китайском, после этого шёл тибетский, после этого санскрит и центральноазиатские языки, такие как хотанский, древнетюркский, согдийский и т. д. Мне более всего был интересен тибетский. Так что совместно с другим учёным, Джейкобом Далтоном, я начал проект каталогизирования тантрийских рукописей, которые ранее не были полноценно изучены.
Мы провели работу над этим материалом, который относился к школе ньингма тибетского буддизма (большая часть материала принадлежала этой школе). Весь материал относился к раннему периоду — тому, что называется ранним периодом распространения тибетского буддизма (в отличие от выделяемого более позднего). Традиция раннего периода была унаследована и продолжена школой ньингма в Тибете.
Итак, среди материалов мы имели такие вещи, как махайога, ати-йога, дзогчен, а также и другие виды традиций, такие как Ваджракилайя, являющиеся частью ньингмы. В общем, над этим я и работал в течение какого-то времени.
В действительности в рамках этой исследовательской работы мы наткнулись на традицию тибетского дзэн, поскольку среди материалов была обнаружена группа текстов, посвящённая махайоге, — почему-то этот термин был применён к данным текстам, тогда как они не описывали тантрическую практику, а в действительности указывали на нечто вроде дзэнской [чаньской] практики. В дальнейшем мы даже обнаружили несколько текстов, которые комбинировали тантрическую практику визуализационной медитации и дзэнскую практику концентрации. Так что это было уникальным случаем, когда эти две традиции вступили в контакт друг с другом. . . .

Читать интервью целиком в онлайн-журнале «Эрос и Космос»: https://eroskosmos.org/tibetan-zen-sam-van-schaik-interview

Недавние посты

Смотреть все

コメント


bottom of page