top of page
Фото автораЕвгений Пустошкин

Всеобъемлющ интегральный Рерих

Обновлено: 24 февр.

Чем старше становлюсь, тем монументальнее и интегральнее проявляется для меня Н. К. Рерих. Его по-настоящему можно описать многозначным эпитетом из английского языка: Awesome.


Рерих действительно пугающ своей широтой, своим охватом временных пространств и пространственных времён, он вызывает восхищение и благоговейный трепет как провидец, предвоплотивший плюралистическую и интегральную волны эволюции и развития сознания. Только на поверхности его творчество посвящено какой-то сказочной старине (будь то древнеславянской, скандинавской или индо-тибетской), сочетанию былин и небылиц, тогда как в глубине своей оно являет вневременное духовное присутствие, отражённое в конкретизированных исторических событиях и безмолвно прошивающих мировую историю пейзажах — камнях, горах, небесах, рощах да святых ликах, отпечатанных в земных формах. Ощущение мирового и вселенского Единства, ощущение сакральной трепетности самораскрытия Бытия в природе и личности — вот интегральное чувствование Рериха.


Именно такие выставки, как экспозиция к 150-летию со дня рождения великого мастера, проходящая в Третьяковской галерее, позволяют хотя бы немножко прикоснуться к трансдисциплинарному размаху Рериха как художника и исследователя (лучше поторопиться: выставка закроется 10 марта 2024). Когда встречаешь отдельные картины Рериха, или время от времени сдуваешь пыль с его книг, привычными безмолвными камнями стоящих на книжных полках, или иной раз из любопытства читаешь отчёты о рериховской трансгималайской экспедиции, или чуть больше узнаёшь о его талантливых родственниках и детях, сознание попросту утопает в разрозненных фактах и упускает из виду величественный цельный узор всей Рериховской Жизни. Только чудо проблеска Целого, ниспосылаемое нашему сокровенному зрению, позволяет узнать в художнике Друга Всех Людей.


Сквозь всё многообразие воплощённых его упорным трудом творений просвечивает апперцептивное единство размашистой души великого русского художника, этого всечеловеческого визионера-исследователя, как минимум на столетие опередившего своё время, предупредившего наше всё более усугубляемое и виртуализируемое самозабытье, заколдованное поклонением роботизированным, имитирующим разумность машинам.


«В разных концах мира», — пишет Рерих в 1934 году (это высказывание, в числе множества других, представлено на выставке), — «человечество занято мыслями не о самоусовершенствовании, но об усовершенствовании механических чудовищ, которые должны заменять людей во многих работах».

Это сконструированное высокооплачиваемыми маркетологами и спродюсированное психопатизированными «князьями мира сего» идолопоклонство настойчиво уводит нас от подлинного могущества — мощи нашего внутреннего мира и мира отношений, активного и деятельного их соучастия в преображении материального и общественного мира.


Исполинская фигура Рериха словно бы оттеняет нашу собственную сколлапсированность в зауженных полосках спектра сознания, нашу загипнотизированность безобразностью забившихся по пыльным щелям, запуганных, мало что сознающих, закабалённых существ, не знающих, как справиться с жизнью и с той беспрецедентной атакой на святыни Бытия, которую претерпевает человечество в течение последних полутора — двух веков и особенно за последние десятилетия.


Пока мы проводим годы жизни в наведённом думскроллинге и искусственно индуцированной экранной коме, пока мы помещаем останки своего сознания в маленькие и тесные гробики могильных устройств, пока мы заглушаем остатки творческой силы в эстетико-идеологических склепах «Нетфликса», пока мы задарма обмениваем своё внимание на пустышки, подсунутые нам мусорными инфопомойками, где-то там, в иных мирах и временах, безбрежная и всемерная душа Рериха творит и транслирует всё новую и новую несравненную красоту. А может — пытается достучаться до нас откуда-то сверху, чтобы вдохновить на что-то несоизмеримо Большее.


Рерих — певец Культуры, понимающий, что именно она есть воплощение, горнило и цитадель всего, что нам дорого, всего что цело, всего, что исцеляет.


«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. <…> Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».

Именно Культура создаёт те самые сеточки, позволяющие уловить духовный свет в несовершенных и преходящих конечных формах, в ином случае — вечно рассыпающихся под воздействием стихий, бедствий, человеческих агрессии и невежества и всевозможных проявлений энтропии. Сохранять мировое культурное наследие — не вторичная, а наиважнейшая задача, прочувствованная Рерихом в многочисленных экспедициях.



Николай Рерих, «Армагеддон» (1936)

Во времена прогрессирующей и постепенно охватывающей разные регионы планеты третьей мировой мы иначе можем взглянуть на героический реализм Рериха — человека, пережившего эпоху двух мировых войн и непрестанною молитвою своих творческих исканий и обретений поддержавшего пламя человеческого и космического Духа. Тонкие визионерские видения Рериха, доносящиеся до нас из глубины прошлого века колоссальным наследием, насчитывающим буквально тысячи его произведений, наталкивают на мысль, что художник стремился запечатлеть не время, а возможность эволюции к большему благу.


«Всё сделанное для творчества, для искусства есть подвиг эволюции», — пишет Рерих. И также: «Живописец должен быть всеобъемлющ».

135 просмотров1 комментарий

1 Comment


Очень глубокая статья. Буду перечитывать. Благодарность автору!

Like
bottom of page