Тыну Сойдла как трансперсоналист, генетик и основатель жанра трансперсональной фантастики
- Ольга Невзглядова
- 3 дня назад
- 4 мин. чтения

Тыну Рихович Сойдла (1939–2025) — эстонско-советский и российский молекулярный генетик, д. биол. н., ведущий научный сотрудник Института цитологии РАН (г. Санкт-Петербург), патриарх трансперсональных исследований в СССР и России, один из соучредителей российской Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП), член редколлегий «Международного журнала трансперсональных исследований» (International Journal of Transpersonal Studies) и «Журнала трансперсональной психологии» (Journal of Transpersonal Psychology).
О некоторых воззрениях Т. Р. Сойдла как трансперсоналиста и генетика, а также как основателя жанра трансперсональной фантастики
Принято считать, что трансперсонализм — это философия религиозного мистического опыта, который является надличностным, так как преодолевает ограниченность эго. Тыну Рихович Сойдла (далее — Т.Р.) называет трансперсонализм психологией постзрелого эго и как биолог поясняет свою мысль следующим образом.
Тесная связь сознания с реальным физическим миром нужна человеку, когда он борется за выживание и успешное положение — приспосабливается к обстоятельствам жизни, обустраивает свой быт, создаёт семью, оставляет потомство… Все эти функции у нас, как и у всех животных, контролируются естественным отбором. Но когда все задачи низшего порядка решены, сознание человека больше не испытывает давления естественного отбора. Оно освобождается для выполнения более высоких потребностей, связанных с поисками смыслов и самореализации.
Мистические переживания в своей ярко выраженной форме мало кому даютcя, но путь к высшей форме сознания в течение своей жизни проходят если не все, то многие.
Психотехники, заимствованные из разных религий, призваны служить не для «промывания мозгов» и не для того, чтобы предложить миру что-то, исходящее из собственного понимания, а для достижения глубокой медитации, позволяющей слиться с высшим внеличностным сознанием, потеряв свою ограниченность «как кукла, сделанная из соли, в океане».
В качестве ключевых Т.Р. приводит слова: тишина, пассивная воля, спонтанность, приходящая извне тонкая прохладная сила, которую он называет ещё не затёртым словом Источник.
Чтобы сказать, как спонтанно эта сила может себя обнаружить, показав «кто в доме хозяин», Т.Р. пользуется метафорой: представьте, что вы едете на машине по известному вам маршруту и вдруг ощущаете руку, похлопывающую вас по плечу и слышите тихий голос, который велит: «Теперь направо».
Т.Р. предлагает с осторожностью сочетать духовные практики, заимствованные из разных религий, так как некоторые из них могут оказаться несовместимыми. Он объясняет это на простом примере. Чтобы достичь вершины горы, люди пользуются разными способами: одни скалолазанием, другие поднимаются на вертолёте. Но ничего хорошего не выйдет, если скалолаз и вертолётчик захотят воспользоваться советами друг друга, основанными на собственных профессиональных навыках.
Переход психологии эго в фазу чистого свободного сознания напоминает Т.Р. сравнительно недавно открытый в биологии удивительный процесс — апоптоз, то есть программированную смерть. Стареющие клетки владеют механизмом, который позволяет им умирать, обеспечивая потомство выделяющимися из них полезными веществами. Можно предположить, что при «эгоптозе» новое сознание обогащается опытом отмирающего старого.

Опираясь на свой генетический background, Т.Р. предполагает, что в дальнейшем в трансперсональных исследованиях возможны прорывы по двум направлениям, аналогичные тем, которые произошли в генетике. Первый из них состоял в том, что генетики не только нашли и проанализировали мутантные формы живых существ, но и сделали мутанты инструментом при изучении законов наследования. Т.Р. считает, что аналогичного прорыва смогут достичь и трансперсоналисты, если научатся использовать изменённые состояния сознания (ИСС) как метод исследования психики.
Другой прорыв в генетике связан с открытием субстрата наследования — молекулы ДНК. Т.Р. предполагает, что в недрах сложных нейронных сетей и синапсов могут скрываться структуры, содержащие как основной субстрат мозговой деятельности молекулу РНК, способную как недавно выяснилось не только к саморепликации, но и к самомодификации.
В статье «Существуют ли знаки препинания в текстах памяти и сознания?» Т.Р. делает предположение, что в основе прото-памяти и прото-сознания у первых живых организмов лежали линейные тексты, записанные в макромолекулах типа РНК. Древнее интуитивное знание о судьбе и архетипы, возможно, имеют вполне конкретное молекулярное наполнение за счёт записанных в РНК знаков синхронизации и редактирования.
Связь реальной жизни с вневременным может активироваться сигналами, которыми служат музыка (гармония, ритм), танец (вспомним вращение дервишей), а также любовь, поэзия, религиозный ритуал… Таким сигналом может стать и неврологический эпизод. Известна мистическая аура сверхсинхронизированного состояния мозга при приступах эпилепсии.
Т.Р. высказывает и на конкретном примере обосновывает интересную мысль о том, что при разрушении древних цивилизаций отдельные элементы господствовавших метафизических систем сохраняются и выживают в детской комнате под маской сказок и страшных историй (статья «Хатхор и Баба Яга»).
Древние боги — очень сложная функция сознания. Об их гибридной природе говорит и их внешность — древнеегипетская богиня Хатхор изображалась либо с коровьими рогами, либо с коровьей головой. В своих разных ипостасях Хатхор выступает либо как дарительница, либо как воительница (разрушительница), либо как похитительница детей. Т.Р. видит в этом типичную триаду, которую Пропп, известный исследователь русских народных сказок, отмечает в образе Бабы Яги. Кстати, внешность Бабы Яги тоже гибридная — вспомним её костяную (птичью) ногу.
Т.Р. воздаёт должное древним путешественникам, купцам и искателям приключений, которые ночью у костров рассказывая друг другу истории, незаметно для себя спасали от гибели и героев и метафизику разрушенных цивилизаций. Т.Р. называет их тружениками Вечности, ибо «Вселенная состоит не из атомов, а из историй» (М. Рюкейзер).
Действие так называемых «Макабрических сказок», которые Т.Р сочинял (и выкладывал в «Живом Журнале» и на Прозе.Ру), протекает «в пространстве игры, в калейдоскопе смыслов, слов и отражений из разных эпох, научных идей и миров».
Во введении к своим сказкам Т.Р. поясняет, чем для него привлекательны их герои:
«Есть счастливые люди, о которых можно смело сказать: где родился, там и пригодился. Они успешливы, хорошо вписываются в мир, в котором живут и служат опорой порядка. А есть другие, для которых „не тот это город, и полночь не та“. Они постоянно оказываются „ни к селу ни к городу“. Возможно, что многие из них заслуживают своё положение, так как ленивы, эгоистичны и нелепы. Но мне кажется, что среди них есть вполне способные люди, чей склад ума просто не вписывается в современные нормы. И смею предположить, что такие странные существа всегда были, есть и будут.
Лузеры в своих мирах, они находят в иных мирах недостававшую им духовную и физическую опору, и даже благодаря успехам генной инженерии создают полноценные семьи. Странные существа всех миров, соединяйтесь и будьте счастливы!
Обо всём этом и многом другом рассказывают мои Макабрические сказки, или Сказки несистемной Вселенной. Примите их не как сатиру, а просто как смешные фантастические истории, весёлый парад лузеров на фоне вечно нахмуренного мира».
Автор текста: О. Невзглядова
Comments