Полторы недели назад мы с Татьяной съездили в Берлин на научную конференцию INSIGHT 2019. На конференции, проходившей 5–7 сентября, рассматривалась тематика интеграции науки и практики психоделических состояний. По-видимому, это крупнейшая академическая конференция по исследованиям изменённых состояний сознания (ИСС) в Европе. Она была организована фондом MIND, занимающимся поддержкой формирующейся науки о психоделических состояниях.
Проходила конференция в здании Langenbeck-Virchow-Haus, используемом Берлинской медицинской ассоциацией и множеством других медицинских учреждений и находящемся прямо в окрестностях знаменитого восточноберлинского медицинского университета-клиники Charité (здание тесно связано с историей данного медицинского университета).
В событии участвовали различные учёные, доктора наук, профессоры, врачи, нейробиологи, психологи, психотерапевты, фармацевты и исследователи-практики из множества стран со всего мира (США, Великобритании, Швейцарии, Германии и др.). Докладчики представляли не только медицинский университет Charité, но и такие престижные учреждения, как знаменитый университет Джонса Хопкинса, имперский колледж Лондона, Базельский университет, Цюрихский университет и Цюрихский университет-клиника психиатрии, университетская клиника Гейдельберга, Фрибургский университет, Маастрихтский университет и др.
Из сравнительно известных учёных я лично бы особенно выделил философа, проф. Майнцского университета Томаса Метцингера (автор книги «Тоннель эго», экс-президент немецкого Общества когнитивных наук и Ассоциации научных исследований сознания, эксперт в области нейроэтики, философии сознания и антропологии) и клинического психолога, научного сотрудника фрайбургского Института по изучению авангардных сфер психологии и психического здоровья Марка Виттманна (автор двух книг о восприятии времени и ИСС, опубликованных издательством Массачусетского технологического института, одного из самых престижных технических вузов мира). Также стоит обратить внимание на д-ра Мэттью Джонсона (одного из ведущих психоделических исследователей, профессора медицинской школы университета Джонса Хопкинса) и клинического психолога Ингмара Гормана (психоделического исследователя, сотрудника Нью-йоркского университета и автора образовательных программ по теме интеграции психоделического опыта для неспециалистов и клиницистов).
В чём смысл конференции INSIGHT 2019? Последнее десятилетие наблюдается волна интереса к исследованиям эффектов психоделиков — особой категории психоактивных веществ. Научные группы в США, Великобритании и Швейцарии получили от государственных структур официальное разрешение на изучение потенциала психоделических веществ в психотерапии и медицине (одни из первых исследований были проведены в паллиативной медицине — в хосписах с онкологическими больными, — а также в сфере реабилитации ветеранов военных действий; теперь спектр областей, где изучается потенциал психоделических состояний, значительно расширяется), происходит их декриминализация. (Необходимо подчеркнуть, что в России медицинские исследования психоделических веществ на данный момент законодательно под запретом, сами же вещества криминализированы.)
Данные, полученные в клинических испытаниях, удивительны. В результате научных экспериментов доказана эффективность психоделической психотерапии, например, в смягчении депрессивных состояний у лиц с тяжёлой депрессией (в резистентных случаях, с которыми не справляются обычные антидепрессанты). Это только один из множества примеров. Если учитывать наблюдаемое учёными отсутствие значимых побочных эффектов (в отличие от классической психофармакологии) и отсутствие физиологической аддиктивности у этих веществ, это можно, по-видимому, считать прорывом, который потенциально способен произвести революцию в психофармакологической терапии.
Среди категорий пациентов и состояний, в отношении которых уже обнаружены данные об эффективности (или потенциальной эффективности) психоделической терапии:
депрессии (в частности, резистентные для обычных антидепрессантов),
тревожные состояния (в т. ч. у смертельно больных пациентов),
зависимость от опиатов,
алкоголизм,
посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и психотравма (например, у военных ветеранов, вернувшихся из горячих точек),
анорексия,
депрессивные состояния при болезни Альцгеймера,
нарушения настроения после лечения болезни Лайма,
трудные психические состояния в связи с онкологическими заболеваниями,
зависимость от курения сигарет (способствование прекращению табакокурения),
и т. д.
На волне успехов психоделической науки топовый вуз в мире — университет Джонса Хопкинса — в начале сентября основал Центр исследований сознания и психоделиков, получивший начальное финансирование в размере 17 млн долларов (так получилось, что основание центра совпало с датой начала конференции, так что участники конференции получили вести «из первых рук»). В задачи этого крупнейшего в мире центра будет входить изучение эффективности психоделической терапии в лечении таких заболеваний, как алкогольная и наркотическая зависимость, ПТСР и болезнь Альцгеймера.
Как я уже отметил, для того чтобы поддержать в Европе научные академические и неакадемические (независимые) исследования психоделических состояний, был создан фонд MIND; он, в свою очередь, и организовал данную конференцию. Фонд имеет отделения в Германии и Нидерландах.
Декларируемые цели, поставленные перед конференцией INSIGHT 2019:
поддержка духа искренней любознательности, здорового скептицизма и метаперспективы (интегративного взгляда) на психоделическую науку;
обмен опытом и выявление «неявного, безмолвного знания» (tacit knowledge);
поддержка формирования «культуры сознания» (Bewusstseinskultur), в которой распространение имеют ответственные, безопасные и доказательные методы работы с сознанием;
трансдисциплинарный диалог, создающий взаимосвязи между множеством научных перспектив.
На конференции выделялось три основных типа психотерапии, связанных с психоделическими состояниями:
psychedelic integration therapy — терапия психоделической интеграции (непсихофармакологическая психологическая помощь людям, прошедшим через психоделический опыт, в интеграции полученных инсайтов, а также в исправлении трудностей, которые могли возникнуть в опыте);
psychedelic-assisted therapy — психотерапия, где психоделики выполняют вспомогательную функцию (иными словами, перед использованием психоактивных веществ и после их использования пациенты проходят сессии психотерапии);
psychedelic treatment — собственно психофармакологическая интервенция с использованием данной категории психоактивных субстанций, без активной психологической психотерапии, для исследования воздействия веществ на психологическое и психофизиологическое состояние.
Основной акцент на конференции делался на первом и втором типе терапии. Причём тогда как второй тип — психотерапия, поддерживаемая психоделиками, — разрешён пока что только в отдельных заведениях в США, Швейцарии и Англии и лишь на уровне клинических исследований, первый тип не требует никакого разрешения, потому что представляет собой психотерапию и психологическое консультирование, направленное на интеграцию опыта постфактум (т.е. психотерапевт не производит психотерапию с применением веществ и не даёт никаких рекомендаций относительно этого, а работает с последствиями или профилактически). Это признаваемое и важное направление harm reduction — профилактики и снижения риска негативных последствий употребления веществ.
Конференция INSIGHT 2019 благодаря своей трансдисциплинарной ориентации включала в рассмотрение не только вопросы психотерапии, но и различные другие темы — такие, как роль психоделических состояний в философии (в частности, философии сознания и эпистемологии), самоисследовании и рекреационном использовании (причём последовательно критиковалась парадигма «психонавтики»), искусстве, производственной эффективности, традиционном целительстве, осознанности и т. д.
Некоторые из основных тем, обсуждавшихся на круглых столах в рамках конференции:
Психоделическая наука и её становление
Нормализация и легитимизация психоделических проектов в Евросоюзе
Критерии подготовки психоделических терапевтов
Проблемы, которые могут возникать в связи с деятельностью традиционных целителей
Когнитивно-поведенческие подходы третьей волны в психоделической терапии (исторически ассоциируемой с психоаналитическими методами)
Формирование культуры (enculturation) психоделических состояний в «глобализированном западном обществе»
Некоторые из проблематик, затронутых исследователями в своих докладах:
Интеграция и воплощение психоделических прозрений и состояний
Роль психоделических состояний в лечении психотравмы и посттравматического стрессового расстройства
Микродозинг (использование очень маленьких дозировок)
Психоделический опыт и мистические состояния
Трансформация психиатрической и психофармакологической парадигмы под влиянием открытий научных психоделических исследований
Феноменология «переживания» в сравнении с понятием «изменённых состояний сознания»
Процессы смерти и умирания и психоделические состояния
Эффективность традиционных церемоний в психотерапевтических целях
Сопоставление медитации и психоделических состояний
Коль скоро в сфере моих основных интересов — интегральное, то есть целостное, видение человека, имеет смысл попытаться принять метавзгляд на эту научную конференцию как феномен человеческой жизни. Если обратиться к интегральному подходу, можно сделать вывод о том, что организаторы конференции INSIGHT 2019 предприняли попытку целостно и интегративно рассмотреть проблематику психоделической науки с (почти что) биопсихосоциокультурных позиций. Ретроспективно можно утверждать, что, так или иначе, в программе конференции рассматривались феномены с перспективы всех основных общих измерений, или областей, человекознания. Эти измерения в интегральной модели AQAL, которую разработал современный мыслитель Кен Уилбер, называются четырьмя квадрантами/квадривиумами (однако, вероятно, включение феноменов, связанных со всеми четырьмя квадрантами, было сделано организаторами скорее интуитивно, на основе общего интегративного духа времени, ведь в конференции в качестве докладчиков не участвовали исследователи-практики интегрального подхода, а докладчики не ссылались на работы ведущих интегральных метатеоретиков).
Квадранты — это базовые и несводимые друг к другу перспективы на любое явление (в особенности что касается человека). В рамках верхне-левого квадранта (субъективное сознание) обсуждалась феноменология состояний сознания. В верхне-правом квадранте (объективное поведение и мозг) обсуждались нейробиологические корреляты этих состояний, их эффекты на психофизиологию и поведение. В нижне-левом квадранте (культурный контекст и межсубъективность) дискуссия велась на тему необходимости формирования community — сообщества, занимающегося развитием здорового отношения к теме и поддерживающего психоделические исследования; также особое внимание обращалось на культурно-специфический компонент (отношение в плане общественных норм в разных странах разное к психоделической проблематике). В нижне-правом квадранте (перспектива социальных систем, экологии и правовых норм) обсуждались изменения в законах и законодательных нормах, регулирующих эту сферу и связанных с официальным разрешением исследований психоделических веществ.
Чего категорически не хватало конференции, это полноценно интегрированного био-психо-социо-культурного подхода — как, например, это наблюдалось бы, если бы использовалась «всеквадрантная, всеуровневая» метамодель AQAL. Далее поясню, что я имею в виду, на примере некоторых аспектов.
Зияющим пробелом в материалах конференции было отсутствие не просто осведомлённости о психологии взрослого развития и вертикальных стадиях, но вообще какого-либо упоминания этой дисциплины исследований (в лучшем случае учитывались открытия психологии раннедетского развития). А ведь понимание стадий развития и зрелости (описываемых в работах таких учёных, как Роберт Киган, Джейн Лёвинджер, Сюзанна Кук-Гройтер, Клэр Грейвз и др.) помогло бы разобраться с многообразием установок в отношении психоделических состояний, равно как и с кардинальными различиями в интерпретациях этих состояний, делаемых лицами на разных стадиях развития.
Не хватило также и культурно-антропологической перспективы, в чём признались и сами организаторы, да и субъективная феноменология переживаний и состояний относительно психотерапии не была, на мой взгляд, на достаточно высоком уровне (зато там, где к феноменологическим данным отнеслись с большим вниманием, выступления сразу же обретали гораздо большую ценность и жизненность).
К тому же психоделические состояния рассматривались преимущественно (хотя и не исключительно) с позиций ИСС, индуцируемых психоактивными веществами, тогда как, на мой взгляд, более прагматичной является парадигма, где те же психоделические состояния могут вызываться в том числе и технологическими (психоактивная музыка, бинауральные ритмы, стробоскоп, камера сенсорной депривации и т. д.), и психопрактическими методами (психотехники, систематическая и глубокая медитация, работа с дыханием, гипноз, различные шаманские техники). Это и есть проблематика изменённых состояний сознания в широком смысле. Хотя это и было представлено, но почти не обсуждалось (одним из исключений было выступление Марка Виттманна). Если использовать серьёзно проработанный психотехнический инструментарий, можно культивировать целительные изменённые — и даже психоделические (то есть ярко проявляющие душевное пространство) — состояния сознания и без прибегания к субстанциям, хотя бы в некоторых реалистичных пределах (особенно если знать нейробиологические и феноменологические механизмы веществ, а потом разрабатывать немедикаментозные пути реконструирования данного опыта). Сложность в том, что это достаточно непросто делать, ибо специалисту необходимо наработать серьёзный опыт взаимодействия с такими состояниями, вызываемыми спонтанно или психотехнически и не опосредуемыми психофармакологией, причём на собственном опыте. Как бы то ни было, эта тема представляет собой необычайно плодородную почву для исследований ИСС, в том числе и в рамках новообразующейся психоделической науки, особенно в условиях неравномерного законодательства на планете.
В общем, если учитывать этот критический момент (а именно — вопрос о необходимости внедрения большей интегральности в это формирующееся направление трансдисциплинарных исследований), то можно говорить о важности постепенного формирования подлинно интегральной психоделической науки, которая рассматривала бы данную проблематику с позиций интегрального методологического плюрализма и исходя из многообразия (мета)перспектив. Крайне интересно, что в отношении движения психоделических исследований (как и во многих других случаях) «надстроечные» трансдисциплинарные кружева, многообразные исследовательские активности и институции произрастают вокруг единого материального субстрата — психофармакологического «материального базиса» в виде определённой категории производимых психоактивных веществ, с соответствующей растущей экономикой. Это ещё раз подчёркивает важность системного квадранта, экономического и материально-технического базиса как движущей силы, ведущей к образованию и стабилизации новых социально значимых формаций.
Подытоживая, конференция INSIGHT 2019 прошла в Берлине на высоком уровне и собрала учёных, исследователей и практиков в сфере медицины, психотерапии, психологии и фармацевтики из разных стран Европы и мира.
Исследования ведутся в ключевых научно-исследовательских центрах, таких как университет Джонса Хопкинса, Йельский и Гарвардский университеты; важнейшие швейцарские институты, такие как Базельский и Цюрихский университеты; Имперский колледж в Лондоне. (К слову сказать, в 1980-е — 1990-е годы прорывные исследования психотерапии алкоголизма и наркозависимости велись командой проф. Евгения Крупицкого и на базе научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге, однако, к сожалению, в начале XXI в. они были вынужденно прекращены из-за ужесточения российского законодательства.) На конференции были представлены результаты последних научных исследований и создана атмосфера открытого, осторожного и сбалансированного отношения к ним (с пониманием, что психоделическая терапия — это не панацея, но во многих сферах она уже показывает свою эффективность, где-то даже превосходящую классические психофармакологические подходы).
По всей видимости, ввиду наличия массива положительных результатов, полученных в клинических испытаниях, в ближайшие годы будет расти интерес со стороны крупнейших фармакологических концернов к психоделической фармацевтике (что будет важным фактором, способствующим международному развитию сферы). Однако с экономической точки зрения психоделическая фармацевтика пока ещё будет составлять небольшую — пусть и быстро растущую — часть психофармакологического рынка (причём постепенно «большая фарма» будет всё больше уделять внимания разработке совершенно новых психоактивных веществ). Уже ведутся размышления о том, как противостоять излишней коммерциализации этой сферы, изначально весьма гуманистически ориентированной, и оставить пространство для того, чтобы она была доступна как можно большему числу людей.
Отрабатываются и исследуются процедуры как терапии интеграции психоделических состояний (psychedelic integration therapy), так и собственно психоделической терапии (psychedelic-assisted therapy). Обсуждаются философские вопросы, связанные с психоделическими исследованиями и тем, как они могут осмысляться, а также каким образом открытия психоделической науки могут влиять на философию сознания и эпистемологию. Социально нормативные, правовые и юридические вопросы, конечно же, являются частью повестки и обсуждаются эффективные стратегии работы с истеблишментом. Важным моментом, которым многие активно занимаются уже сейчас, это harm reduction — снижение рисков от уже существующего стихийного употребления психоактивных веществ (подходы, направленные на интеграцию психоделических состояний, частично связаны с этим направлением).
На мой взгляд, перспективным является развитие интегральных систем координат для осмысления новообразующейся психоделической науки и её потенциальной роли в психотерапии, медицине, исследованиях сознания и философии вообще (равно как и других областях). Крайне важно не просто проведение новых эмпирических исследований, но и критическое осмысление (в т. ч. и философское) уже сгенерированных наукой данных, равно как и исторической генеалогии и культур-антропологии этого формирующегося направления науки.
[Выражаю признательность Татьяне Парфёновой за помощь в редактировании текста.]
Comments