top of page

Поиски «даймона» — внутреннего гения (отрывок из книги «Благодать и стойкость»)


Трейя и Кен Уилберы («Благодать и стойкость»)
Трейя и Кен Уилберы («Благодать и стойкость»)

В конце концов мы пришли к тому, чтобы называть поиск своего «дела» поиском «даймона» — в древнегреческой мифологии это слово обозначает «бога внутри», наше внутреннее божество или духа-наставника, известного также под именами «гений» (genii) или «джин» (jinn) — божество-покровитель или гений человека. Считается также, что понятия «гений» или «даймон» синонимичны понятиям «судьба» или «фортуна». Трейя пока не нашла свою судьбу, своего гения, свое предназначение, своего даймона — по крайней мере, в окончательном виде. Мне выпало стать частью ее судьбы, но не основным ее центром, как думала Трейя, — я стал скорее катализатором. На самом деле ее даймоном была ее собственная высшая Самость, которая должна была вскоре проявиться — но не в работе, а в искусстве.

Что касается меня, то я уже следовал своей судьбе, уже обрел своего даймона — в писательском деле. Я точно знал, чем хочу заниматься; знал, почему я этого хочу; знал, каково мое предназначение и что мне предстоит осуществить в жизни. Я реализую свою высшую Самость, когда пишу, — относительно этого у меня не было никаких сомнений или колебаний. Лишь только я написал два абзаца своей первой книги — мне тогда было двадцать три года, — как сразу понял: здесь мое место, я нашел себя, нашел свою цель в жизни, обрел своего даймона. С той поры у меня не возникало никаких сомнений в этом.


Но с даймоном связана одна странная и страшная вещь: если ты к нему прислушиваешься и следуешь его голосу, он действительно становится твоим духом-наставником; те, кто хранят внутреннее божество, привносят гения в свое дело. Однако если ты слышишь даймона, но не внемлешь ему, то даймон превращается в демона, злого духа: божественная энергия и талант вырождаются, превращаясь в саморазрушающую активность. Между прочим, христианские мистики утверждают, что пламень ада — это ангелы, отвергнувшие любовь Бога и превратившиеся в демонов.


Трейя Киллэм Уилбер («Благодать и стойкость»)
Трейя Киллэм Уилбер («Благодать и стойкость»)

Из дневников Трейи


Меня несколько смутило, когда Кен и Дженис [подруга] стали рассуждать, как они похожи в том, что им становится плохо, если они не работают. Кену, когда он не работает, приходится выпивать или расслабляться каким-то другим способом; Дженис говорит, что уходит в работу, чтобы избавиться от суицидальных мыслей. По-моему, здесь совершенно разные мотивации: Кена заставляет работать его даймон, нуждающийся в реализации, а Дженис вынуждена работать, чтобы убежать от своего демона. Впрочем, суть в том, что Кен пытался провести здесь параллели, что вполне понятно, но мне стало не по себе из-за этого, ведь сама я чувствую уязвимость относительно того, чем сейчас занимаюсь. Все та же старая история: не хочу работать по принуждению внутреннего демона (случай Дженис), но я еще не нашла своего даймона, который вдохновлял бы меня на любимую работу (случай Кена). Иногда мне кажется, что моя настоящая проблема вот в чем: я просто не верю в свои силы, в то, что смогу сделать что-то достойное, — мне не дает покоя моя склонность к преувеличению того, насколько хороши другие люди; и, может быть, только годам к пятидесяти, когда опыт прожитых лет заставит меня реалистичней смотреть на вещи и исправит мои ошибки в оценке себя и других, я осознаю, что я достаточно хороша. А иногда я думаю, что мне надо прекратить гоняться за своим даймоном хотя бы на некоторое время, чтобы дать ему возможность самому проявиться и дать о себе знать. Я хочу заполучить цветущее растение немедленно, и у меня не хватает терпения вырастить несколько побегов и решить, какой из них я выберу (или он выберет меня).
Мне нужно научиться считывать информацию в глубинах своего существа, найти своего «наставника», своего даймона. Я не хочу жить без веры в высший смысл, даже если он будет состоять лишь в эволюции! Поэтому я не могу допустить, чтобы мои гневные эмоции [связанные с раком] как-либо заслонили в моем сознании мистические переживания и их способность менять человеческую жизнь. Я не могу допустить, чтобы раздражение разъело во мне ощущение сакральности и высшего смысла в жизни; наоборот, оно должно усилить мою потребность в постижении этого смысла. Даже гнев может быть инструментом, с помощью которого Бог или эволюционная сила проявляют и реализуют себя. Мне все еще важно понять, как люди меняются, как они находят смысл и предназначение в своей жизни. Я отчетливо ощущаю потребность в том, чтобы найти свое дело, какое-то прочное основание для несколько размытой работы в Финдхорне и Виндстарз. Я чувствую, что мое дело, — связанное с Кеном и раком, — важная часть этого основания. Но мне надо найти в самой себе что-то вроде писательства Кена, архитектуры Стивена, танцев Кэти. Я ощущаю в себе [говоря словами Харидаса Чаудхури] «потребность в самосозидании и творческой реализации», «волю к саморазвертыванию».
Чтобы продолжать идти по этому пути, мне нужно научиться взаимодействовать с глубинной частью своей души, установить контакт с внутренним принципом непрерывного саморазвития. Это самое близкое, насколько я вообще могу подобраться к контакту с «божеством внутри меня». Научиться его понимать и следовать ему — то же самое, что уметь слышать Божий глас и следовать ему. Погрузиться внутрь, установить связь с самой глубокой, истинной частью себя… знакомиться с нею, поддерживать ее, позволять ей расти и становиться более зрелой… снабжать ее энергией, принять ее как внутреннего Бога… и найти в себе волю следовать этому внутреннему направлению… это возможность испытать его истину, веру и смелость — смелость следовать ему даже тогда, когда это противоречит требованиям рационального ума нашей «консенсусной» реальности. Вот в чем теперь моя задача…

Кен Уилбер, «Благодать и стойкость» (новая редакция перевода в процессе подготовки)

1 007 просмотров1 комментарий
bottom of page