Позволить себе не иметь границ — значит принять своё одиночество. Одно из самых наших глубинных допущений о реальности — мысль, будто одиночество означает отделённость. Но одиночество — это не отдельность. Одиночество означает отсутствие границ. Как такое может быть? Это парадокс.
Одиночество означает, что ваша личность отсутствует, что сущность — сама по себе, без личности. Это бытийность без имени. Когда ярлык отпадает, воздушный шар идентичности начинает улетать прочь. Тогда вы говорите: «Погодите-ка! Я не хочу быть сам по себе. Верните мой воздушный шар, — и пусть теперь он станет больше!» Личность, этот воздушный шар, ощущается особенным образом, — мы получаем это чувство от мамочки и папочки.
Пока у нас есть личность, мы верим, что мамочка и папочка рядом, и мы никогда не будем одиноки. Вы не знаете, каково это — быть одиноким. Пока у вас есть личность, есть ваши мамочка и папочка. Всё довольно просто. Пока сохраняется какая-либо часть вашей личности, вы помните о своих мамочке и папочке, о прошлом, о других людях.
Пока ваш ум активен, полон мыслей, воспоминаний, идей, предрассудков, вы не одиноки. Вы получили эти мысли и воспоминания от других людей. Единственное, чего вы не получили от других людей, — понимание ситуации в настоящий момент. Быть одиноким — значит не иметь идей и предрассудков, присутствовать сейчас, вне отношений с прошлым или связи с каким-либо человеком или вещью. Есть только вы.
Полноценно быть собой — значит быть одиноким. Когда переживается такой опыт, он приносит глубочайшее горе и печаль. Вам придётся научиться прощаться со всем, что вы любите, — не только с мамочкой и папочкой, с вашим парнем и кошкой, но и с вашими чувствами, вашим умом, вашими идеями. Вы влюблены во все эти вещи.
Вам покажется, что отпустить их — значит пережить огромную потерю, даже смерть. Не вы умираете. Умирают как раз все остальные. В переживании смерти эго вы не чувствуете, что умираете; вы чувствуете, что умерли все остальные. Вы чувствуете, что вы одиноки, тотально одиноки. <…>
Когда отсутствует ум, вы не думаете, не осмысляете, не запоминаете. Когда вы — в настоящем, отсутствует чувство отдельности от любых других вещей. Вообще, отсутствует ощущение, что есть я. Есть Единое.
Такое чувство, чувство границы и обособленности, — это и есть личность. Присутствие личности переживается как граница, и эта граница есть не что иное, как представления из прошлого.
Когда личность исчезает, вы чувствуете себя одинокими, потому что границы — ваши идеи и воспоминания — это ваши отец и мать. Обособленность — это ваши воспоминания о матери и отце, ваши отношения с ними и все прошлые переживания, которые вы переносите в настоящее.
Ваш прошлый опыт отделяет вас от настоящего. Такая отделённость от настоящего — граница, которая окружает вас, словно скорлупа. Отпустить границы — значит принять одиночество. Когда есть принятие одиночества, границы отсутствуют. То, что вы воспринимаете в этом случае, — просто отсутствие границ. Вы будете переживать это как новизну, возрождение.
Вы увидите, что есть волнующийся океан. Вы — капля, но эта капля не имеет границ. Это сгусток сознания, и это сознание не отделено от всего остального. Всё сущее есть сознание, и это сознание — любовь. Такую любовь нельзя постичь, пока сохраняется чувство границы, поскольку это чувство границы противоречит ей, это утверждение, что такой любви не существует.
Как только исчезает граница, исчезают мамочка с папочкой, как и все ваши идеи, и вы начинаете бояться, что умрёте. Тогда вы увидите любовь, безграничное и бесконечное присутствие любви. Не только вы сами — любовь, вы видите, что она существует, и что всё есть любовь.
Сначала должно исчезнуть ощущение границ. Тогда есть просто переизбыток. Вы — фонтан любви в океане любви. Человек, который не имеет границ, — это фонтан любви в океане любви. Такой фонтан — её источник.
— А. Х. Алмаас, «Свобода быть» (серия «Алмазное сердце», кн. 2; пер. А. Никулиной под ред. Е. Пустошкина и А. Нариньяни — издание в процессе подготовки)
Comments