Как Кен Уилбер и Дастин ДиПерна относятся к предварительным практикам (нёндро)?
- IntegralMeditation.ru

- 17 нояб. 2025 г.
- 4 мин. чтения
Обновлено: 7 дек. 2025 г.
В рамках инициативы поддержки русскоязычных студентов 5-месячного курса Кена Уилбера и Дастина ДиПерны по последней книге Уилбера Finding Radical Wholeness (перевод в процессе подготовки) интегральные психологи Евгений Пустошкин и Татьяна Парфёнова отвечают на вопросы участников. Вопросы можно задать при помощи специальной Google-формы, а ответы публикуются в ТГ-канале @kenwilber. Ниже приводится один из ответов — на вопрос об отношении Кена и Дастина к предварительным практикам (нёндро) в тибетско-буддийской системе духовности.

Ответы на вопросы по курсу Кена Уилбера и Дастина ДиПерны Finding Radical Wholeness (ч. 5, начало)
Вопрос: Было неожиданно получить введение в природу ума на первой сессии курса. Каково отношение Кена и Дастина к предварительным практикам в буддизме? Насколько они необходимы и в каких случаях? Есть ли рекомендации по прохождению, например, конкретного нендро?
Ответ: Идеи Кена Уилбера по отношению к духовно-религиозным традициям, особенно что касается буддизма, изложены в краткой электронной книге «Четвёртый поворот. Перспективы интегрального буддизма» и его масштабной 750-страничной работе «Религия будущего. Всеобъемлющий потенциал великих традиций духовной мудрости». Обе работы доступны на русском языке. Также о своей собственной практике он писал в таких книгах, как «Благодать и стойкость» (рекомендуем новое издание 2024 г., сопровождённое комментариями научного редактора, вышедшее в изд-ве «Манн, Иванов и Фербер») и «Один вкус».
Основными наставниками Уилбера в тибетском буддизме (ваджраяне) были Калу Ринпоче, Пенор Норбу Ринпоче и Чагдуд Тулку Ринпоче. Под наставничеством последнего Уилбер прошёл полный цикл учений дзогчен. Также Уилбер опирался на наставления Трунгпы Ринпоче и находился в глубоком диалоге с Тралегом Кьябгоном Ринпоче относительно важности «четвёртого поворота» и интегрального буддизма (помимо этого Уилбер много лет практиковал дзэн-буддизм; на ретритах по дзэн он имел опыт кэнсё и сатори).
Ещё отметим, что на Уилбера сильно повлияли формулировки традиций адвайта-веданты (в особенности Шри Рамана Махарши), индийских тантрийских учений (в частности, кашмирского шиваизма) и созерцательного христианства (он активно сотрудничал с о. Томасом Китингом и его сообществом центрирующей молитвы и находится в дружеских отношениях с бр. Дэвидом Стайндлом-Растом и другими христианами; также один из соавторов книги Уилбера и Брауна «Трансформации сознания» — православный психотерапевт и богослов Джон Чирбан, давший сопоставительный обзор состояний-стадий духовного развития на основе учений отцов церкви), равно как есть влияние и ряда других мистико-духовных традиций.
(Такой интерес к разным традициям и диалогу с их представителями при серьёзной практике избранного йогико-аскетического пути — по всей видимости, характерная черта интегральной духовности.)
Поскольку Уилбер является философом, осуществляющим метатеоретический синтез, он не описывает конкретных рекомендаций по прохождению предварительных практик (нёндро). Это не входит в его задачи, он идентифицирует себя в качестве пандита (исследователя-практика, который опирается на глубокое личное знание состояний медитации), а не гуру (человека, который даёт наставления конкретным ученикам, проводя их через этапы духовного пути).
Дастин ДиПерна является учеником ряда наставников, но основным (помимо Уилбера, в диалоге с которым он провёл много времени) его наставником был Дэниел П. Браун (получивший прямые наставления от Геше Вангьяла Ринпоче, ЕС Далай-ламы, ЕС 33-го Менри Тризина Ринпоче, Рахоба Тулку Ринпоче и др.). Также Дастин получал наставления в линии дзогчен традиции ньингма и римэ от Рахоба Тулку Ринпоче, а также других наставников. '

Если говорить о его коренном учителе махамудры — д-ре Дэниеле П. Брауне, он был не только гарвардским психотерапевтом, но и буддологом, переводчиком традиционных буддийских текстов по медитации и опытным буддийским наставником; в течение нескольких десятилетий он преподавал линию махамудры, будучи автором монументального руководства по этой традиции «Указывая Великий путь».
В своём подходе Дэниел Браун пришёл к неортодоксальному выводу, — который обсудил с рядом своих наставников, — что для современных западных учеников проведение их через циклы нёндро (предварительных практик) до передачи инструкций по собственно медитации и непосредственных указующих наставлений в действительности может служить не опорой для практики, а серьёзным препятствием, отталкивающим от практики (из-за несоответствия западному менталитету).
Поэтому Браун предложил систему работы сначала с прямым введением в медитацию шаматхи (концентрации) и знакомством с 4-я йогами махамудры — при условии, выдвинутом его тибетскими наставниками, что участники его курсов будут направляемы в личных отношениях с самим д-ром Брауном или обученными им преподавателями (для этого была выстроена система индивидуальных и коллективных созвонов для получения персонализированных уточняющих наставлений). Нёндро по необходимости могут быть выполнены уже по созревании у практикующего приверженности линии передачи (при этом на ретритах всех уровней даётся не просто чистая медитация, но сущностные наставления, поэтапно выстраивающие правильные воззрение и понимание медитации); также д-р Браун допускал, что для западного человека прохождение через глубокую, многолетнюю психотерапию может быть разновидностью нёндро и приводить к необходимым очищающим результатам.
Дастин ДиПерна, в свою очередь, является одним из нескольких наследователей линии современных указующих наставлений, основанной Брауном на основе традиционных тибетских текстов по махамудре и дзогчен. Он продолжает этот стиль преподавания, отточенный в десятках ретритов, преподаваемых круглогодично почти без перерыва.
Оба — и Кен Уилбер, и Дастин ДиПерна (а также ряд других исследователей-практиков духовности) — являются сторонниками необходимости «четвёртого поворота колеса Дхармы» (или пятого поворота — в зависимости от того, как считать), в рамках которого необходима ревизия традиционных учений, сохранение их вечных истин, но дополнение тех их аспектов, которые связаны с относительными конкретно-историческими особенностями, современными открытиями трансдисциплинарных наук о человеке (включая, что очень важно, психологию развития, но не ограничиваясь лишь ею). Особенный акцент делается на выходе за пределы исключительно магических и мифических трактовок.
В рамках наших собственных бесед с различными практикующими, их мнения и опыт от нёндро разнится — от тех, кто сомневается в эффективности предварительных практик, служащих, скорее, своеобразным тестом на приверженность традиции (при этом такие люди опираются на свой опыт выполнения этих практик, зачастую на протяжении многих лет), до тех, кто уверен в их крайней эффективности для духовного развития. (Возможно, здесь ещё влияет призма типов, уровней зрелости и способностей конкретного индивида.)
Как бы то ни было, существование раздела предварительных практик в различных традициях (какие бы практики мы ни относили в этот разряд) говорит о необходимости подготовки сознания и тела к восприятию — и последующей стабилизации восприятия — важных духовных истин и методологий (как, впрочем, и любых иных знаний). Подробнее об универсальных практиках в разных духовных традициях см. книгу Роджера Уолша «Основания духовности».
Вопросы по темам курса можно задать при помощи специальной Google-формы. Ответы будут опубликованы в ТГ-канале @kenwilber под тэгом #уилбер_вопросы


