Похищение быком, или The Rape of Venezuela
- Евгений Пустошкин

- 2 дня назад
- 6 мин. чтения
Текст написан вручную, без имитаций интеллекта (ИИ). Заглавная иллюстрация к тексту сгенерирована при помощи ИИ.

У меня нет амбиций становиться политическим комментатором, так как это почти бесполезно в плане изменения мира к лучшему и приводит, в основном, к чрезмерной поляризации. К тому же из-за колоссальной комплексности мира с его многообразными потоками истории (а также действительностью масштабной дезинформации) разобраться во всём этом чёрт ногу сломит. Именно поэтому большинство аналитиков в своих комментариях не предлагают системной картины мира, а просто транслируют определённую нарративную повестку, которая часто расходится с реальными событиями.
Но иногда происходят символически знаковые события, которые рождают внутри энергетический интуитивный импульс что-то сказать. Стараюсь следовать подобным творческим побуждениям. Если уж мы комментируем фильмы и телесериалы, то онтологические события триллера нашего жизненного мира тоже заслуживают интеллектуальной рефлексии (по крайней мере в тех случаях, где это может принести хоть какое-то благо и не создаёт излишних рисков для безопасности).
Искусство здесь состоит в том, что политизированные онтологические события всегда собирают множество проекций внутреннего содержания, по природе своей заряженных яркими полярными эмоциями, нанизанными на мировоззренческие предонтологии и предимпринтированные в нас картины мира (не говоря уже об активности ботов и ангажированных троллей), и необходимо каким-то образом суметь выйти в конструктив при таком раскладе.
В общем, главным медийным событием начала года стало похищение быком Европы, точнее — Трампом венесуэльского президента Мадуро и его супруги. Что тут можно сказать? Хотя и так уже вошедший в историю Трамп с типичным бесстыдством клинического нарцисса-психопата совершил оппортунистический поступок, с кратко- и долгосрочными последствиями которого ещё предстоит столкнуться (а именно — лихой захват в плен главы другого государства, осуществлённый без объявления войны и не без подкупа кого-то из внутреннего окружения, в пользу чего говорит молчание систем ПВО, не сбивших вертолёты американских спецназовцев), всё же ярчайшая харизма нынешнего лидера США не должна нас уводить от понимания более основополагающей действительности.

Поступок Трампа лишь сорвал медийную маску благочестия с внешней политики американского государства. После Второй мировой войны военным путём и различными диверсионными спецоперациями американцы сменили около 100 режимов в различных странах. То, что творит американское государство во внешней политике, — всегда жёстко, брутально, по-ковбойски, сочетает в себе агрессивное применение силы с мультимиллиардной индустрией PRопаганды, выдающей (в умах своих граждан, а также доверчивых граждан других стран) откровенную корыстную жестокость за «борьбу за демократию» и за «всё хорошее против всего плохого». Разрушаются целые страны, в других поддерживаются диктатуры (вплоть до буквально людоедских), а в третьих — искусственно поддерживается отсталость.
Удивительно ли это? Ни для кого, кто бы изучал соответствующую литературу, это не является чем-то экстраординарным. Это попросту выражение давно обнаруженной многовековой логики действий «империалистического» центра/ядра в мир-системе капитализма. (Напоминаю, что капитализм как мир-система — это не тогда, когда вы можете иметь своё дело, частный бизнес, а тогда, когда все ресурсы контролируются постепенно прибирающими всё к рукам транснациональными монополистами, подлинными «хозяевами денег», совершенно не заинтересованными в общественном благе.)
В периферийных странах, рассматриваемых как ресурсные придатки, целенаправленно насаждается отсталость. Инсталлируется марионеточный режим (т. н. компрадорская элита), наслаждающийся привилегиями и обслуживающий интересы не своей страны и народа, а империалистического ядра — США, точнее его «одного процента одного процента» глобализированных транснациональных «хозяев денег», которым будущность американского народа так же безразлична, как и будущность иных народов. Всякая оппозиция этому компрадорскому прокси-режиму (и его реальным господам-хозяевам, находящимся в ядре мир-системы) последовательно искореняется (здесь в ходу все методы, включая политические убийства или инсценировку самоубийств). Также искореняется любая серьёзная, набирающая политический вес рефлексивная оппозиция внутри самой страны ядра для предотвращения переворотов и революций (для этого используются и меры экономического закабаления, и меры откровенного устрашения или ликвидации потенциальных оппонентов, и меры манипулирования массовым сознанием, и меры пропагандистской индоктринации народных масс, и многообразие иных мер).
Под лозунгом свободной торговли протаскиваются меры, максимально способствующие утеканию ресурсов из периферийных стран. В случае отказа периферийных стран следовать требованиям сил, управляющих ядром мир-системы, под различными предлогами начинаются военные интервенции, войны и операции по перевороту (смене политического режима) и т. д. Такова маккиавелианская логика политэкономии глобализированной мир-системы, — которая сегодня вступила в фазу передела сфер влияния из-за объективного ослабевания доминировавшего гегемона (а именно — финансово-военно-промышленно-конгрессионного комплекса США и стоящих за ним неизбираемых транснациональных сил, иногда называемых «хозяевами денег» и имеющих реальную, а не декоративную, власть).
Сравнительно более высокий уровень жизни в странах ядра (до недавнего времени странами ядра были США и их сателлиты, а сейчас мир пришёл в неравновесное состояние и находится в точке бифуркаций или мультифуркаций) обеспечивался в том числе за счёт хищнического выкачивания ресурсов из де-факто колонизированных периферийных стран (плюс за счёт пропагандистских кампаний, в том числе при помощи кино и телевидения, создающих выборочную картинку и нарратив зажиточности/успешного успеха общества), а сравнительно низкий уровень жизни в периферийных странах поддерживался за счёт сознательного насаждения там отсталости во всех сферах и подрыва более народно ориентированных конкурентов за власть в этих обществах. Всё логично, в духе Маккиавелли, «империализма как высшей стадии капитализма» (по В. И. Ленину) и принципов работы капиталистической мир-системы, выявленных И. Валлерстайном в его мир-системном анализе.
В условиях, когда глобализированный мир с единым центром-ядром ушёл в прошлое, различные силы и страны группируются в блоки — прежде всего по геополитическому региональному принципу (география имеет значение с точки зрения баланса распределения сил, прежде всего военных). Венесуэла, как и вся Латинская Америка, находится в географической близости от США, которые, пользуясь «правом сильного», предпринимают прагматические шаги по консолидации своей власти над этим регионом. Однако в успешность этих действий в долгосрочном плане могут вмешаться внутренние и внешние факторы: внутренние — деградация элит, интеллектуального и промышленного потенциала самих США; внешние — вмешательство конкурирующих блоков.
Мы с вами лицезрели лишь конкретное сиюминутное событие (похищение ради принуждения правительства Венесуэлы отдать ядру свои природные ресурсы), причём тщательно скрытое «туманом информационной войны». Реальные прагматические последствия этого поступка раскроются с течением времени. Так что не стоит торопиться с поспешными выводами.

Мораль сей басни такова: большинство американцев очарованы магией личности и харизмы. Одни Трампа боготворили, а другие — демонизировали (это обычная динамика отношений человека со своими психоэмоциональными объектами: наша психика часто расщепляет объект на положительный образ и негативный образ, и до поры до времени не имеет способности интегрировать то и другое, чтобы получить реальный образ Другого, — так что иногда мы на какую-то фигуру проецируем из закромов подсознания всё хорошее, а иногда — весь свой негатив). Трампу, по-видимому, действительно присущи черты тёмной триады в её худшем проявлении, достаточно наблюдать его публичные заявления и посты в соцсетях. При этом это историческая фигура, деятель, который может много чего-то ещё наворотить — именно что ввиду особенностей нарциссического характера.
Клиническим нарциссам вообще присуще вызывать у людей поляризованные реакции на себя: одним нарцисс являет сугубо положительный образ себя — «сильного, всемогущего, могущественного» (психодинамически это уходит корнями в стадию «всесильного малыша» этапа практикования — в возрасте где-то 1,5 лет); другие в контрпереносе улавливают его непереваренные, омерзительные аспекты, к которым добавляется проекция наших собственных «мерзотных качеств», каковых у каждого в багажнике бессознательного огромная туча.
Самому нарциссисту такое саморасщепление необходимо — для того, чтобы максимально блокировать всесжигающий стыд перед собственной эмоциональной брошенностью в раннем детстве. Стремление поддерживать исключительно всемогущий образ себя толкает нарциссиста на стремление к высшим достижениям, дабы отразиться в фантазируемых глазах других людей сиянием собственного совершенства и неиссякаемого величия, — а также к обесцениванию любых значимых фигур и идеалов в непосредственном окружении, с которыми такой индивид не находится в грандиозном слиянии (встреча с подлинным Другим как Иным, а не самообъектом в слиянии, всегда несёт в себе риск встречи со стыдом). Разумеется, это всё последствия архаического, инфантильного пласта сознания, опирающегося сугубо на фантазию и магическое мышление.
Иными словами, нарциссические расстройства характера не говорят о том, что человек не может быть внешне успешен в деятельности и не может достигать социальных высот. Наоборот, это социальный хищник, который для своего выживания просто обязан уйти от всепоглощающего стыда в направлении внешних атрибутов успеха и величия (прежде всего, в своей собственной фантазии, сильно слипшейся с магическим мышлением).
Однако, по своему характеру, конкретный Трамп — это личность почти полностью неграмотная, умеющая манипулировать людьми и публичным образом себя, но не способная к обработке огромных массивов информации, ежедневно поступающих президенту сложнейшей страны и де-факто лидеру целого цивилизационного блока. За Трампом стоит подносящая ему информацию и использующая его в своих интересах закулисная система, которая на данном историческом этапе во многом всё ещё отражает интересы «неоконов» (неоконсерваторов, захвативших магистральные дискурсы обеих партий, — предыдущие президенты тоже плясали под их дудку).
Нельзя забывать, что в последнее время всё больше становится доступно сведений о далеко не случайной связи Трампа (как и предыдущих американских властителей) со знаменитым островом некоего очень талантливого предпринимателя, неожиданно и очень удобно повесившегося в тюрьме на банановой кожуре. Ни один государственный деятель не является полностью независимым от окружения, однако наличие серьёзного компромата в определённых вопросах может почти полностью блокировать независимость президента от владельцев компромата.
В общем, Трамп — одновременно и набычившийся деятель, и крайне зависимая от окружения марионетка. Именно поэтому при встрече с историческими социополитическими событиями необходимо следить не столько за рукой-фигурой, сколько за системным фоном, из которого эта рука мерцающе кристаллизуется и что-то нам преподносит. Если вы знакомы с циничной логикой мир-системы, делящей мир на ядро и периферию, то вас не удивило похищение президента (а также и первой леди!) страны, находящейся в непосредственной близости от США. Это не означает, что у вас это не могло вызвать отторжения или даже отвращения. Ведь вы тоже человек!
(К тому же многие нарциссические деяния вызывают именно такое ответное чувство, призывающее нас, в том числе, и к реинтеграции чего-то в самих себе.)




