Каждое интервью о проблеме духовного избегания (использования духовных практик для бегства от действительности, а не для усиления контакта с реальностью), которое дал Джон Уэлвуд (1943–2019), вдохновило и, пожалуй, помогло скорректировать неверные, искажённые установки относительно духовности, медитации, осознанности представителям уже, по меньшей мере, двух поколений граждан нашей планеты — преимущественно англофонного мира.
«Эрос и Космос» публикует русский перевод выступление-интервью Уэлвуда издательству Sounds True. Все предыдущие тексты, связанные с тематикой духовного избегания, расходились как горячие пирожки. Не минует такая судьба и данное интервью.
Сам я в своей частной практике регулярно встречаюсь и работаю с последствиями (и причинами) духовного избегания, так что эта проблема распространена и в русскоязычном пространстве.
Что такое духовное избегание? Процитируем высказывание Уэлвуда из этого интервью:
«Духовное избегание можно назвать синонимом преждевременной трансценденции. Это попытка возвыситься над грубой и беспорядочной стороной нашей человеческой природы, прежде чем мы лицом к лицу встретились и пришли в согласие с ней.
Хотя знание о духовном избегании наконец-то проникает в мейнстрим альтернативного сообщества, в настоящее время тенденция в духовной практике такова, что всё больше и больше людей выбирают этот путь — отодвинуть в сторону и пренебречь своей человечностью, или принижать человечность другого, его человеческие чувства, человеческие проблемы. Мой подход заключается в попытке совместить духовную традицию — особенно буддизм — с нашей человечностью, чтобы они надёжно обосновались в нашей культуре. Попытка миновать наши психологические и эмоциональные проблемы, используя обходной путь, создаёт расщепление между тем, что можно назвать нашей пробуждённой частью и нашей человеческой частью, между буддой и человеком.
Это приводит к такой однобокой концептуальной духовности, где один полюс жизни превозносится над противоположным. Абсолютная истина предпочитается относительной истине. Безличное предпочитается личному. Пустота имеет приоритет перед формой. Трансценденция ценится выше, чем воплощённость в теле. Непривязанность становится более важной, чем чувство.
Так, например, можно пытаться практиковать непривязанность, отвергая потребность в любви, но это только подавляет эту потребность, уводит её в тень, так что она начинает проявляться бессознательно, исподтишка и вредоносно. Существует много последствий духовного избегания, которое разделяет абсолютное и относительное, стравливая их, превознося одно за счёт другого, а именно принижая человеческую жизнь. Я считаю, что мы будды, становящиеся людьми, равно как и люди, пробуждающиеся как будды. Это две стороны человеческого сознания и человеческого существования».
Comments