top of page
Фото автораА. Х. Алмаас

Эго-идеалы и истинная жизнь без цели (алмазный подход)

Часто люди выбирают конкретные цели в самом раннем возрасте. Во многом эти цели зависят от того, что мы называем «эго-идеалом». Конечной целью нормальной личности является реализация эго-идеала — личность хочет стать своим идеалом, неважно, какой он.



Проблема состоит в том, что, когда вы стремитесь достичь цели, вы отделяетесь от своей настоящей реальности. Вы не живёте настоящим и отвергаете то, кем вы являетесь здесь и сейчас.


Вы ставите цели, чтобы реализовать что-то или кем-то стать, потому что полагаете, что в настоящее время ситуация и вы сами недостаточно хороши, и вы не получаете того, чего хотите. Вы также считаете, что без целей вы будете скучать, лениться, жить апатично, или что вы не совсем в порядке.


Такое отношение к целям — один из способов жизни. Второй способ — жить настоящим, быть тем, кто вы есть сейчас, быть целостностью и полнотой. Это значит, что вы реализуете себя. В любой момент вы есть тот, кто вы есть, и вам не нужно никем быть или никуда идти.


Вы хотите кем-то быть, потому что не являетесь собой, и поэтому создаёте все эти цели и задачи. Поскольку вы не ощущаете, кто вы есть, у вас нет подлинного направления в жизни: ваша жизнь кажется бессмысленной, незначительной, лишенной ценности и ориентации. Вы пытаетесь восполнить эту нехватку при помощи целей, идеалов и задач, дабы создать ощущение значимости, смысла, наполненности, важности, ориентации, направления. Однако, когда вы позволяете себе быть собой, а не пытаетесь быть кем-то другим, вы переживаете каждый миг своей жизни как значимый и важный, даже не думая о вещах в таком ключе (что, мол, они значимы и важны), — благодаря тому, что вы просто есть, просто живёте.


Такая жизнь не исключает целей. Человек, живущий в настоящем, может иметь цели, но эти цели не связаны с тем, чтобы кем-то быть; они есть выражение и плод того, кто вы есть в настоящий момент. Личность уже реализовалась, и эта реализация может затем проявляться в виде конкретных целей.


Так различаются между собой писатель, который хочет выпустить книгу ради славы, и писатель, который хочет сделать это ради того, чтобы помочь другим своими знаниями. У последнего такая же цель, но он не предполагает, что эта цель ему что-то даст. Ему не нужна внешняя слава или признание. Эта цель возникает от переизбытка, изобилия, которое хочет одаривать других.


С этой позиции жизнь можно проживать как переизбыток, как спонтанное движение из настоящего, где цель — не некая точка, до которой мы добираемся. Цель достигается без усилия; это естественный поток. Коль скоро присутствует наполненность, цель проявляется как спонтанное и естественное движение из этой наполненности. Всё словно просто движется в определённом направлении. Личности, которая живёт без опоры на цели, не нужно жёстко себя организовывать и строго следить за ходом вещей. Вообще говоря, ей не приходится много планировать. Происходящее — продукт естественного процесса индивида, а не запланированной деятельности.


Например, возникновение и расширение этой группы никак не планировалось. У меня не было плана, как всё будет происходить. Сама Работа продолжала видоизменяться и пребывать в движении, и в какой-то момент движение это потребовало пойти в конкретном направлении. И Работа продолжает раскрываться, а я совершенно не представляю, куда она приведёт.


Мы видим, что в основе своей подлинная жизнь — жизнь бесцельная; бесцельная не в том понимании, что она состоит просто в дрейфе по течению, без какого-либо смысла, а в том, что она укоренена в реальности. Она настолько укоренена в ней, что ей не нужна цель. Она уже достигла цели всех целей.


А. Х. Алмаас, «Бытие и смысл жизни» («Алмазное сердце», кн. 3; пер. с англ. А. Никулиной под ред. Е. Пустошкина и А. Нариньяни; издание в процессе подготовки)

111 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page