top of page

Чёрное зеркало Джона Ди


Джон Ди
Джон Ди

Сегодня совершил своеобразное паломничество в Британский музей с целью посетить зал эпохи Просвещения. В этом зале находятся очень интересные предметы — магические артефакты, которыми, как считается, владел Джон Ди (1527–1608/9).


В юности я прочитал роман Густава Майринка «Ангел Западного окна», который сильно повлиял на моё восприятие. Я почувствовал, что можно как-то иначе воспринимать мир. Иметь иное видение, когда внутренняя реальность становится той самой Реальностью, а внешнее лишь бледной тенью, отсветом преобразований Сокровенного.


Героем этой книги был как раз Джон Ди, учёный, астролог, маг-алхимик, исследователь и практик герметизма. Это был реальный человек, имевший тесные связи с королевой и её окружением, по-настоящему трагическая фигура.


Артефакты Джона Ди в Британском музее. (Фото © Евгений Пустошкин)
Артефакты Джона Ди в Британском музее. (Фото © Евгений Пустошкин)

Среди предметов, выставленных в зале Просвещения, выделяется чёрное обсидиановое зеркало ацтекского происхождения, которое Ди использовал для заклинания духов. Привезённое из Мексики ок. 1530 г., зеркало относится к ацтекскому культу бога Тескатлипока (это имя означает «Дымящееся Зеркало», — кто-то, возможно, вспомнит, что в 1990-е была симпатичная компьютерная игра-квест Broken Sword 2 на тему ацтеков и культа этого божества).


В соседнем зале, кстати, находится коллекция, посвящённая ацтекам и другим мезоамериканским племенам, там представлена бирюзовая маска из человеческого черепа, которая, как считается, изображает Тескатлипоку (см. вторую фотографию, которую я сделал в прошлый приезд в Лондон).


Маска ацтекского божества Тескатлипоки («Дымящегося зеркала») в Британском музее. (Фото © Евгений Пустошкин)
Маска ацтекского божества Тескатлипоки («Дымящегося зеркала») в Британском музее. (Фото © Евгений Пустошкин)

Хотя наше сегодняшнее обыденное сознание и склонно к гиперрационализму или гиперэмоционализму (а порою, к тому и другому одновременно, как у т. н. «новых атеистов») и тривиализирует всё сущее (от повседневных событий до космологических загадок), присутствие таких предметов и таких судеб в истории, как у Джона Ди, напоминают о существовании неразгаданной и неразгадываемой тайны бытия. Тайны, которую, по выражению В. В. Налимова, нам не дано разгадать; нам дано лишь углублять её чувствование. Предчувствию вечности я и учился, вглядываясь в чёрное зеркало.


637 просмотров0 комментариев

Comentarios


bottom of page