top of page

«Путь слона»: развитие концентрации в махамудре

В «Эросе и Космосе» опубликован фрагмент из книги «Указывая великий путь», которую написал Дэниел П. Браун (она посвящена стадиям-состояниям махамудры — одной из высших тибетско-буддийских школ медитации).


Этот фрагмент рассказывает о «пути слона» — состояниях-стадиях развития сосредоточения. Есть разные подходы к развитию состояния концентрации, один из них снизу вверх (постепенное выстраивание навыка), другой — концентрация как естественное проявление, проистекающее прямо из безусильного самосозерцающего пустотного, лучезарного ума. В любом случае работают всё те же общие стадии развития способности к восхождению на гору сосредоточения.


Параллели, по-видимому, можно было бы провести и с стадиями созерцательного рассредоточения (где также развивается весьма направленное, пусть и рассредоточенное, самадхи), которое мы развиваем в парадигме интегральной медитации и холосценденции, а также которое (пусть и с несколько другими акцентами) развивается в парадигме деконцентрации О. Бахтиярова.


Поддержите «Эрос и Космос», чтобы мы могли продолжать вас радовать материалами: https://eroskosmos.org/donate/



«Стадии развития концентрации»

Дэниел Браун


В практике шаматхи индийской буддийской традиции, созданной Асангой и Майтреей, тренировка концентрации разделялась на девять стадий. Согласно Гендуну Лодро, разделение на девять стадий концентрации ума (sems gnas dgu) было изначально введено Асангой. Считается, что Майтрея являлся основателем более подробного метода освоения этих девяти стадий, который был связан с устранением пяти изъянов и восьмью противоядиями. Гендун Лодро также добавляет, что Майтрея описывает эти девять стадий с позиции последовательной стабилизации концентрации, в то время как Асанга подходит к этому вопросу в основном с позиции устранения изъянов.
Асанга сравнивает девять стадий концентрации с продуваемой ветрами дорогой, по которой медитирующим приходится следовать в одиночку. На этом пути — пять поворотов и шесть прямых участков дороги между ними. Пять поворотов символизируют стадии, сложные для прохождения и требующие применения особого метода. Шесть прямых участков дороги символизируют шесть сил, свойственных стабильной концентрации. Согласно традиционным метафорам традиции сутры, слон обычного ума как безумный несётся по дороге, подгоняемый обезьяной привязанности. Практикующие следуют за слоном с двумя приспособлениями — верёвкой памятования и острым крюком бдительности.


bottom of page